105 лет со дня рождения писателя И. Ф. Стаднюка

Ива́н Фо́тиевич Стадню́к (1920—1994) — русский советский прозаик, сценарист, драматург и военный журналист, наиболее известный своими книгами об украинском селе и о пройденной им Великой Отечественной войне, написанными на русском языке.

Он одним из первых в советской литературе затронул тему коллективизации и голодомора на Украине, тему неразберихи и промахов первых дней Великой Отечественной войны.

1. Иван Фотиевич Стаднюк родился в 1920 году в селе Кордышевка в Винницкой области в крестьянской семье. Кордышевка – это русское звучание, сам же Иван Фотиевич произносил название села привычно по-украински как Кордышивка, хотя, как и многие украинские писатели, считал русский родным языком и писал по-русски.

2. Точная дата рождения писателя неизвестна, поскольку все церковные бумаги села, как и сама церковь, были уничтожены комсомольскими активистами, но сам писатель отмечал свой день рождения 8 марта.

3. Рождение Ивана было в семье долгожданным событием: нужен был наследник, который со временем взял бы на себя хозяйство. Дело в том, что до рождения Ивана из семерых детей в семье трое умерло. Из сыновей остались Яков и Борис. Но Яков «выбился в люди» — выучился и пошел учительствовать, а Борис после женитьбы отделился. Сестра Анастасия (Фанаска) вышла замуж и переселилась на хутор Арсеновка, а сестра Афия поступила на рабфак. Таким образом, восьмому ребёнку, Ивану, была уготована участь принять от родителей хозяйство, девять десятин земли и стать хлеборобом. (А девять десятин – это, между прочим, чуть больше девяти гектаров земли!)

4. Отец — Фотий Исихиевич Стаднюк, участник русско-японской войны — был человеком крутого нрава, но справедливым. До коллективизации он считался середняком, работал на своём подворье, как и все крестьяне, сапожничал. Он одним из первых вступил в колхоз, тяжело расставаясь с Карьком, слепым на один глаз конём, и с телегой на железных осях, для приобретения которой долго копили деньги. Жена попрекала Фотия Исихиевича: у всех хозяев кони как кони, а у нас без глаза. И Фотий Исихиевич скрепя сердце отвел Карька в райцентр и продал. А в очередной базарный день пошёл в город Немиров покупать нового, более молодого коня, и неожиданно на лошадином торге наткнулся на Карька. Конь учуял близость своего бывшего хозяина и заржал, как будто заплакал, и Стаднюк-старший без колебаний вновь купил его, ещё и переплатив три рубля. Возвращение Карька домой на всю жизнь осталось для Ивана радостным воспоминанием, и этот трогательный эпизод позже вошёл в роман «Люди не ангелы».

5. Спасаясь от голода, 12-летний Иван уехал в Чернигов к брату Якову, партработнику. Но в Чернигове тоже было голодно. Чувствуя себя лишним ртом в семье брата, Иван ползимы проучился в пятом классе, а потом сбежал в свою родную Кордышевку, хотя там голод ещё свирепствовал в полную силу. Ивана взяла к себе сестра Афия, работавшая учительницей в селе Тупичев Черниговской области. Там Иван и закончил семилетку, после которой поступил в Винницкий строительный техникум. Проучился в нём одну зиму и убедился, что строителя из него не получится: ему не давались алгебра и химия. Зато преподаватель по русской и украинской литературе на одном из уроков, где разбирались сочинения первокурсников на вольную тему, сказал, что Стаднюку надо искать себя в литературе, особенно в жанре юмора.

6. Услышав, что идет набор в военные училища, Иван оформил бумаги для поступления в Краснодарскую школу лётчиков-наблюдателей. Вскоре в военкомате ему вручили пакет с документами, и Иван с другом поехали в Краснодар. Там они пошли по указанному на пакете адресу, и только после сдачи документов узнали, что их прислали не в лётную школу, а в пехотное училище имени Красина. Пришлось смириться с коварной уловкой военкома (тогда все ребята рвались в лётчики) и надеть общевойсковую курсантскую форму. А через месяц учёбы Ивана вызвал начальник училища и объявил, что на запрос мандатной комиссии по месту его рождения председатель Кордышевского сельского Совета прислал сведения, которые не позволяют юноше оставаться курсантом: среди репрессированных в Кордышевке крестьян оказались его дядька, двоюродный брат и два брата жены брата Бориса. Да и отец, о чём Иван вообще узнал впервые, какое-то время был церковным старостой. Из училища Стаднюка отчислили. Пришлось вернуться в Тупичев к сестре и продолжить учёбу в девятом классе. Но, желая восстановить справедливость, Иван написал письмо Сталину с лейтмотивом «сын за отца не отвечает». И ответ от Сталина пришёл. В долгожданном письме указывалось, что юноше открыты дороги в любое военное училище. Но он уже передумал быть военным, решил учиться на журналиста.

7. Ещё учеником десятого класса Ивана приняли кандидатом в члены КПСС, что было неоспоримым плюсом для поступления в любой институт (членом партии Стаднюк стал в 1940 году). В 1939 году Стаднюк поступил в Украинский институт журналистики.

8. Из института журналистики осенью 1939 года Иван Фотиевич был призван в армию. Он окончил ускоренный курс сержантской школы в городе Калинине, был откомандирован в Смоленское военно-политическое училище, которое окончил в конце мая 1941 года. 30 мая 1941 года выпускникам училища присвоили воинские звания «младших политруков» и разослали по разным военным округам. Стаднюк попал в Белорусский военный округ, получил назначение в воинскую часть на должность «политрук противотанковой батареи». Там он и встретил войну.

Писатель напишет о себе: «У каждого человека есть на земле места, которые всегда живут в его сердце. Первое место, конечно же, занимает “малая родина”, где он родился. Для меня это деревня Кордышевка Винницкой области …В 1939 году я оттуда был призван в армию, окончил сержантскую школу и направлен в Смоленское военно-политическое училище. Окончил его в мае 41-го года. Получил назначение на западную границу. А через месяц грянула война, круто изменившая судьбы миллионов людей. И мою тоже».

Стаднюк всю войну находился в действующей армии. В фронтовой газете отражал то, что не видно солдату из окопа. Очерк «Ночью над линией фронта» был написан после полета в штурманской кабине ночного бомбардировщика. Только в 1958 году в звании полковника Иван Стаднюк уволился из армии, полностью посвятив себя писательскому делу.

9. Осенью 1942 года в ходе очередной командировки на передовую Стаднюк описал в газете «Мужество» интересный сюжет. Бойцы миномётной батареи, получив из Москвы с военного завода ящики с минами, в одном из ящиков обнаружили записку от московских девушек, изготовлявших мины; это было краткое патриотическое письмецо. В нём девушки призывали фронтовиков бить фашистов, не жалея мин, и обещали производить их столько, сколько надо. В записке был адрес заводского комитета комсомола. Этим адресом воспользовался красноармеец Кудрин, родом из Белоруссии. Он написал девушкам ответ и попросил чью-либо фотографию и разрешения переписываться. И вот от одной из москвичек пришел адресованный Кудрину ответ. Но Кудрин к тому времени погиб. А вскоре Ивана Стаднюка отправили в командировку в Москву для встречи с этой самой девушкой – Тоней Крупенёвой, чтобы собрать новый материал для газеты, рассказать, как, в каких условиях московские девушки работают для фронта. Вернувшись на передовую, Иван Стаднюк продолжил переписку с Тоней, и в одном из писем спросил её, нет ли у неё подходящей кандидатуры на должность корректора в газету, поскольку корректоров в редакции катастрофически не хватало. К его удивлению, Тоня сама решила поехать на фронт и работать в редакции газеты.

В 1943 году Иван Стаднюк и Антонина Крупенёва расписались. Событие это произошло в военной Москве. На передовой Антонина Митрофановна находилась вплоть до своей беременности, после чего её отправили назад в Москву, где она и родила дочь Галю.

10. Осенью 1945 года Стаднюк начал писать повесть «Человек не сдаётся». Эту повесть, посвящённую первым дням войны, Стаднюк послал в Москву, в журнал «Знамя». Летом 1946 года из Москвы пришел пакет с рукописью и разгромной рецензией, подписанной Семёном Клебановым – писателем, редактором, фронтовиком. Рецензия поразила молодого автора не анализом литературных несовершенств повести, а категорическим осуждением всего её содержания и политическими обвинениями. Если было верить рецензии, Стаднюк «клеветал в своей повести на военно-стратегические замыслы товарища Сталина», суть которых, как утверждал рецензент, состояла в том, чтоб заманить фашистских агрессоров вглубь советской территории и разгромить их, что, мол, и произошло.

Копия рецензии попала в Политуправление округа, и Стаднюку пришлось доказывать начальству, что он написал строго документальную книгу.

Очень не понравились рецензентам и критикам моменты, где говорилось о переодетых немецких диверсантах, об их стрельбе в упор по нашим командирам. Через десять лет, вновь переписав повесть, Стаднюк опубликовал её в своем сборнике «Люди с оружием» (1956 год).

11. Повесть Стаднюка «Следопыты» положила начало «Библиотечке военных приключений».

12. В 1952 году Стаднюк закончил работу над первым своим крупным произведением — повестью «Максим Перепелица». Повесть привлекла деятелей киноискусства, по ней режиссёр «Ленфильма» Анатолий Михайлович Граник начал снимать фильм. Василий Павлович Соловьёв-Седой написал к фильму строевую песню «В путь», которую после выхода фильма на экраны запела вся армия. А на главную роль был утверждён Леонид Быков.

В это же время на московской киностудии имени Горького тоже создавался фильм о Советской армии, сюжет которого во всех его подробностях был позаимствован известным кинодраматургом Георгием Мдивани из книги Стаднюка «Максим Перепелица». Но об этом ни сам Стаднюк, и никто на «Ленфильме» ничего не знал.

В начале 1955 года киностудия «Ленфильм» сдавала в Москве, в Главном управлении по кинематографии СССР кинокомедию «Максим Перепелица». И в этот же день московская киностудия имени Горького представила союзному кинематографическому начальству свою цветную музыкальную кинокомедию «Солдат Иван Бровкин», поставленную по сценарию Георгия Мдивани режиссёром Иваном Лукинским.

Так в кино родились два фильма-близнеца: чёрно-белый «Максим» и цветной «Иван» (поскольку бюджет у Мосфильма был побольше). Почти с одним и тем же сюжетом, одинаковыми коллизиями, расстановкой героев.

Всем было известно, что «Максим Перепелица» был поставлен по одноимённой книге Ивана Стаднюка, вышедшей в свет четыре года назад, что по радио уже несколько лет звучат радиоспектакли о нём. Но Георгий Мдивани слыл драматургом высокого ранга, был членом правления Союза писателей. Пользуясь своим положением, он добился, чтобы его фильм «Солдат Иван Бровкин» был выпущен на экран гораздо раньше «Максима Перепелицы».

Зрителям показалось, что появление столь схожих по тематике фильмов – случайность. Но по сути, это было не что иное, как плагиат и конкуренция киностудий.

Иван Фотиевич не стал доказывать первородство сюжета своего фильма, он готов был смириться с несправедливостью. Но вскоре в «Комсомольской правде» появилась статья Галины Колесниковой, в которой доказывалось, что не Мдивани у Стаднюка, а Стаднюк у Мдивани позаимствовал сюжет кинокомедии. Тут уже отмалчиваться было нельзя, и Стаднюк, защищая свою профессиональную честь, написал письмо в «Правду».

Мдивани тогда постигли неприятности по партийной линии и в секции кинодраматургов. Через какое-то время он позвонил Стаднюку и попросил прощения, но сделал в телефонном разговоре акцент на то, что, мол, есть бродячие сюжеты и запретов на них нет, а виноват он лишь в том, что, уже будучи автором тридцати кинокартин, «перебежал» дорогу первому фильму молодого автора. Позже прислал Стаднюку с тёплой дарственной надписью трёхтомник своих пьес.

13. Одновременно с писательской и кинематографической работой Иван Фотиевич заочно учился в Московском полиграфическом институте на редакторском факультете, который окончил в 1957 году.

14. В начале 1960-х годов Стаднюк начал работу над романом «Люди не ангелы» — о коллективизации, о своих родных и близких по селу, испытавших все тяготы этого времени. Книг о коллективизации, о двойственности середняка, о преимуществах колхозной жизни было уже написано немало: «Поднятая целина» М. Шолохова, «Ледолом» К. Горбунова, «Перелом» Д. Зорина, «Бруски» Ф. Панфёрова, «Хроника одной жизни» С. Малашкина и десятки других. Но книга Стаднюка стала первой в советской литературе, в которой прозвучала правда о страшном голоде, разрухе в деревне и о жесточайших репрессиях среди крестьянства. Несмотря на очень острую тему, политическая цензура не решилась запретить роман.

15. Главный роман Стаднюка — «Война». Впервые после хрущевской «оттепели», одним из героев в романе Стаднюка стал И.В.Сталин. Помимо Сталина в «Войне» даны развернутые портреты Г.К.Жукова (тоже впервые в прозе), Б.М.Шапошникова, знаменитых деятелей оборонной промышленности В.А.Малышева и А.И.Шахурина.

Роман «Война», задуманный как масштабная эпопея, был доведён автором лишь до сентября 1941 года.

В 1983 году за этот роман Ивану Фотиевичу была присуждена Государственная премия СССР.

Завершив работу над романом «Война», Стаднюк тут же принялся за написание романа «Москва, 41-й». Роман был издан в 1985 году, а его продолжение – «Меч над Москвой» — в 1990-м. Эти романы по своему содержанию примыкают к эпопее «Война», продолжая её хронологически и образуя пенталогию. Планировалось ещё написание романа «Вяземский котёл», который должен был стать завершающей книгой эпопеи, но эта книга не была написана.

16. В 1985 году умерла жена Стаднюка Антонина Митрофановна. Второй женой Ивана Фотиевича, неожиданно для всех, стала красавица Наталия Александровна, преподавательница немецкого языка, старше которой он был на двадцать восемь лет! И прожил с ней оставшиеся ему девять лет в ладу и согласии.

17. Умер Иван Фотиевич Стаднюк 30 апреля 1994 года в возрасте 74 лет. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

18. Сын – Юрий Иванович Стаднюк (1949-2010) — генерал-майор запаса, бывший начальник Управления Военного издательства Министерства обороны РФ, умер, не дожив до 62 лет, в 2010 году.