Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию литературное обозрение, посвященное писательскому наследию бывших союзных республик, а ныне государств Закавказья.
Литература Азербайджана.
В 1932 году был основан Союз писателей Азербайджана. Одна из главных особенностей азербайджанской литературы советского периода состояла в том, что литературная деятельность направлялась директивами. В числе наиболее важных резолюций и решений, посвященных вопросам литературного творчества, можно назвать решение ЦК КП Азербайджана «О состоянии азербайджанской советской литературы и мерах его улучшения» (1948).
Начиная с 60-х годов, в результате некоторого потепления глобальной общественно-политической атмосферы, ослабления идеологических оков в СССР в сферу художественного творчества пришли молодые таланты. Среди них были такие прозаики и поэты, как Иса Гусейнов, Мамед Араз, Сабир Ахмедов, Анар, Акрам Айлисли, Эльчин и др.
Велики творческие заслуги Ильяса Эфендиева (1914-1996) в обогащении азербайджанской прозы живыми, свежими художественными образами и яркими средствами выражения, в развитии лирико-психологического стиля нашей национальной драматургии.
Особо следует отметить имя Исмаила Шихлы (1919-1994), приступившего к художественному творчеству несколько ранее, и его роман «Буйная Кура».
Тем не менее, наиболее важным событием 60-90-х годов стал приход «60-х» в мир творчества. Именно после их прихода литература по своему духу и сущности превратилась в литературу «человековедческую», направленную на человека, на его нравственный мир.
Художественный интерес авторов был направлен к личности, индивиду, в глубь, во внутрь морально-психологического мира наиболее простых, рядовых членов общества. В их повестях и рассказах время, нравственная действительность воспринимается не как «общественная система и общественный строй», а, прежде всего, как царство совести и этики, критерий морали и нравственности и превращались в предмет художественного анализа. Мышления и представления героев таких произведений абсолютно не соответствовали понятию и догме «советского человека» в литературе. Наиболее популярными героями литературы «60-х» были искатели истины с чистым сердцем, «чудачества» которых воспринимались как сумасшествие, необычные люди, не нашедшие свое место в жизни и поэтому часто ведущие бродячий образ жизни, но несмотря на это перед настоящими людьми и человеческими чувствами не могли удержать свое удивление. В романах и повестях на исторические темы народ, вынужденный отойти от своих национальных корней и традиций государственности, очень часто авторы обращаются к богатому героическому прошлому нашей истории, истории государственности Азербайджана.
Акрам Айлисли (1937) является одним из первых азербайджанских писателей, реализовавших поиски нового образа национальной прозы в 60-е годы. В его лирической повести «Песни моей тетушки», «Прикуринские леса», «Сказка хрустальной пепельницы» читатель становится свидетелем искреннего отношения автора к реальной жизни и людям.
Одним из талантливых представителей азербайджанской прозы является Анар. Повесть «Белая пристань»- один из первых оригинальных и удачных образцов прозы в творчестве Анара. Анар-писатель известен также как видный драматург и киносценарист. Его сценарии к историческим фильмам «Деде-Горгуд» и «Аккорды долгой жизни» являются образцами, обогатившими азербайджанскую литературу.
Представителем этого же литературного поколения является Эльчин Эфендиев (1943), отличающийся многосторонностью своего творчества. Его повести «Долча», «Первая любовь Балададаша», «Туман над Шушой», ряд рассказов, романы «Махмуд и Марьям», «Белый верблюд», «Смертный приговор», пьесы «Мой муж чокнутый», «Мой любимый безумец» поставили своего автора в одном ряду с наиболее выдающимися представителями азербайджанской литературы. Эльчин Эфендиев также является плодотворно работающим литературоведом и критиком. Он — автор научных монографий «Проблемы критики и литературы», «Классики и современники», «Поле притяжения».
Начавшееся в литературе движение за свободу слова и мышление, свободомыслие, плюрализм, национальную независимость и общественную справедливость продолжалось в течение 70-80-х годов и в конечном итоге увенчалось осуществлением перспективных целей в результате достижения Азербайджаном политического суверенитета и государственной независимости.
В литературе этого времени заметно ощущается продолжение одной древней традиции — традиции создания образцов национальной культуры на языке других народов. Имран Касумов, Магсуд Ибрагимбеков, Рустам Ибрагимбеков, Чингиз Абдуллаев, Чингиз Гусейнов, Владимир Кафаров, Натиг Расулзаде, Алла Ахундова и др. азербайджанские писатели создают свои произведения на русском языке. Их произведения, многократно изданные в Баку, Москве и европейских странах представляют собой ценные образцы, обогащающие национальную культуру, расширяющие сферу интереса к этой культуре.
Армянская литература одна из древнейших литератур мира.
В первые десятилетия социалистического Строительства в республике, как и во всей стране, была осуществлена культурная революция—составная часть ленинского плана построения социализма. Армянская литература 20 в. характеризовалась одновременным функционированием нескольких направлений – реализма, романтизма, символизма, авангарда, ознаменовалась расцветом поэзии, особенно лирической поэмы. Армянский народ, получивший благодаря установлении Советской власти возможности свободного духовного творчества, за короткий исторический срок разрешил ряд важных проблем своего культурного развития. В 1929 г. в Армении была создана единая писательская организация— Федерация советских писателей Армении, сплотившая творческие силы армянской советской литературы, что имело громадное значение для ее дальнейшего развития.
1920—30-ые гг, были в Армении временем кипучей литературной жизни. На этот период приходится расцвет творчества многих армянских советских писателей. Поэзия Егише Чаренца, Гургена Маари, Гегама Сарьяна, Наири Зарьяна была хорошо известна и любима народом.
В этот период важнейшими факторами развития армянской литературы стала борьба идей, сочетание традиций классического искусства и новых веяний. Произведения поэтов – О.Туманяна, А.Исаакяна, В.Теряна, И.Иоаннисяна, и прозаиков – А.Ширванзаде, Нар-Доса, Д.Демирчяна – стали вехами в истории литературы.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 звучали публицистика А. Исаакяна, Д. Демирчяна, историка И.А. Орбели, очерки писателя-фронтовика Р. Кочара, героические баллады Г. Сарьяна, патриотическая лирика поэтов-фронтовиков Т. Гурьяна, Г. Боряна, А. Сагияна, Р. Ованесяна, исторические новеллы В. Хечумяна. Послевоенные годы ознаменовались произведениями в жанре исторического романа (Д. Демирчян, С. Зорьян, Н.Зарьян), философической поэзии (О. Шираз), активно разрабатывался жанр социально-бытового романа (Р. Кочара, Г. Севунц, С. Аладжаджян, А. Сирас, Х. Даштенц), приключенческой литературы (В. Ананян). В драматургии пользовались успехом комедии (Н.Зарьян), драмы (Г.Борян).
В 1950–1960-е ведущим жанром становится поэзия. Произведения С.Капутикян, Сармена, В.Давтяна, П.Севака, М.Маркарян, Р.Давояна исполнены гражданственности и лирической проникновенности. Поэма П.Севака Несмолкающая колокольня (1959), лирико-эпическое произведение о геноциде армянского народа – одно из заметных явлений этого периода. Севак внедрил новые формы стиха -безрифменный стих- показал сложный внутренний мир современного человека. Прозаики 1960–1970-х активно разрабатывали историческую тематику – С.Ханзадян, О.Гукасян, З.Дарьян, С.Айвазян; ставили проблемы национальной жизни: города, деревни – Ахавни, А.Саинян, Н.Зарьян, А.Степанян, Б.Овсепян, Р.Кочар, В.Хечумян, Г.Матевосян, З.Халапян, Х.Рачян. В 1970-е рассказ получает новые жанровые разработки -лирическая миниатюра, психологический рассказ в творчестве Р.Овсепяна, А.Айвазяна, М.Галшояна, В.Петросяна и др. Поэзия продолжает национальные художественные традиции (Г.Сарухан, Ов.Григорян), осваивает модернистские принципы, пространство мировой литературы (Д.Ованес, А.Арутюнян, Э.Эдоян).
С конца 1980-х в литературу входит новое поколение писателей, которые в иных исторических условиях продолжили и углубили поиски своих предшественников, в первую очередь шестидесятников. Литература характеризуются оригинальным видением мира, поиском нетрадиционных средств выразительности, документальной реалистичностью отображения действительности, вниманием к внутреннему миру современного человека, скрытым мотивам его поведения. Многие авторы категоричны в своем отмежевании от классических традиций, в применении новейших способов изображения человека и мира. Появляется свой «человек из подполья» – индивид, порвавший с обществом; образ становится более «физиологичным», вскрываются темные стороны человеческой души.
За годы Советской власти Армения превратилась в признанный центр духовного творчества армянского народа. Это было большим, историческим достижением, открывшим широкие возможности свободного духовного творчества.
Литература Грузии.
20 век принес много перемен в грузинскую литературу. Наряду с представителями старшего поколения появились писатели, на творчество которых наложили отпечаток как новые веяния в литературе и искусстве, так и непосредственно бурные события наступившего столетия.
Григол Робакидзе (1880–1962) -поэт, новеллист, драматург в начале своего творчества испытывал сильное влияние русских поэтов В. Брюсова. Н. Гумилева. Учился в Германии, вторую половину жизни провел в эмиграции, умер в Европе. В своих произведениях «Змеиная кожа», «Палестра» пытался философски осмыслить сущность человеческого бытия. Многие из его поздних произведений написаны по-немецки. Его драма «Ламара» в 1940-х ставилась на грузинской сцене и имела большой успех в России.
Константин Гамсахурдиа (1891–1975) – крупнейший прозаик и романист Грузии. Его ранний роман «Улыбка Диониса», который в определенной мере автобиографичен, посвящен проблеме «лишнего человека» в современном мире. Огромную популярность принесли ему исторические романы, в особенности «Десница великого мастера». Используя народную легенду о строителе храма Светицховели (в Мцхета), Гамсахурдиа создал не просто «исторический» роман с использованием имен реальных лиц, но истинно художественное произведение, показывающее накал человеческих страстей и трагическую судьбу художника в обществе, основанном на тирании, чем придал произведению вполне современное звучание.
Лео Киачели (1884–1963) – автор многих романов и повестей: «Тариэл Голуа» – исторический роман о событиях 1905 в Западной Грузии; «Гвади Бигва» – о преображении психики крестьянина Гвади под влиянием процесса коллективизации на селе и другие.
В начале 20 в. в грузинской поэзии появляется плеяда молодых поэтов, творчество которых принесло много нового как по направленности творческой мысли, так и в области поэтической техники. Поэты, известные под именем «голубороговцев» находились под сильным влиянием русского символизма. Многие из них стали впоследствии известными поэтами-лириками.
Галактион Табидзе (1891–1959), безусловно, самый крупный поэт первой половины 20 в. Благодаря виртуозной технике стиха, он придал ему новое, современное звучание, сложнейшие поэтические образы выявляются у него в кристаллически-чистых, музыкальных стихах. Г. Табидзе переводил на грузинский язык русских и других поэтов (Пушкина, Маяковского), был другом Б. Пастернака. Пал жертвой политических репрессий.
Ираклий Абашидзе (1911–1995) – представитель старшего поколения в современной литературе. Особой популярностью пользуется его Палестинский цикл – стихотворения и поэмы, посвященные Руставели; написаны они под непосредственными впечатлениями, после участия автора в научной экспедиции в Иерусалим для обнаружения фрески Руставели в Крестовом монастыре.
Недолгую жизнь, скованный тяжелой болезнью, прожил Ладо Асатиани (1917–1943), но успел сказать многое. В его стихах, которые звучат мажорно, он воспевает радость жизни, свидания с друзьями, вспоминает героев прошлого, отдавших жизнь за Родину; у его стихов и поэм простой ясный стиль и четкий ритм. Ладо Асатиани остается одним из самых популярных поэтов в Грузии.
Во 2-й пол. 20 в. появляется новое поколение поэтов: Анна Каландадзе получила всеобщее признание сразу же после выхода в свет ее первых стихов в 1950-х. Стихи ее, обычно небольшие, отличаются необычностью восприятия окружающего мира и филигранной отделкой; многие – как бы «натюрморты», в которых обращение к цветам, деревьям и горам являются выражением настроения и чувств автора. Поэзию А.Каландадзе нельзя считать типично «женской», в ней почти полностью отсутствует любовная тематика.
Начиная с 1950-х в грузинской литературе наметились новые веяния, которые особенно сказались в прозе. Появились новые имена: Н. Думбадзе, Г. Рчеулишвили, Р. Инанишвили. Некоторые писатели старшего поколения, известные как поэты, предстали перед читающей публикой как авторы-прозаики («Древо желаний» Г. Леонидзе). Ставший известным как поэт Отар Чиладзе написал несколько романов, весьма сложных по своей многоплановости, в них сочетаются реалистические и мифологические мотивы, иносказательные притчи и трагические характеры («Человек шел по дороге» 1972, «Всяк нашедший меня» 1976).
Человек сложной судьбы, Чабуа Амиреджиби предстал перед читающей публикой как писатель, после многих лет ссылок за политическое диссидентство и неоднократные дерзкие побеги. «Дата Туташхия» (1972) – большой и сложный роман. Главный его герой, правдоискатель Дата Туташхия, становится человеком вне закона, разбойником. Действие романа перенесено в дореволюционное время; мотивы его – противопоставление зла добру и личный выбор человека. Двойник Дата – его молочный брат, Мушни Зарандия, сделавший другой выбор и ставший царским жандармом. Роман показывает сложное взаимоотношение этих людей без всякой ложной сентиментальности; множество действующих лиц даны в жесткой, порою саркастической манере. Роман имел большой успех (он вышел на русском языке в переводе самого автора), по нему был поставлен телевизионный фильм.
Советская литература республик Закавказья была любимой сестрой в великой семье братских литератур народов СССР. Её окружали забота и внимание всех советских народов, и многие произведения стали известны во всем мире.
Спасибо за внимание!
Подготовила Курочкина Н.А.