Литература страны Советов. Республики Средней Азии.

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию литературное обозрение, посвященное писательскому наследию бывших союзных республик, а ныне государств Средней Азии.

Вместе с приходом Российской империи на территорию Средней Азии местные государства стали частью глобального мира. Так в среднеазиатских республиках, прежде всего в крупных городах, возникла и развивалась местная советская литература, которая многими нюансами отличалась от «московской». Её авторы творили в особой, неповторимой среде, писали о ней и сами были частью её. Писатели черпали идеи и сюжеты из местного колорита, местной истории, причём многие достигли в своем творчестве уровня общесоветского признания.

Это люди, которым удалось определить умонастроения своего поколения, в произведениях которых мы находим ответы на многие вопросы, авторы, которые помимо художественных достоинств подарили нам новое зрение на те или иные события.

Мы составили список из 5 имен тех, кто, на наш взгляд, став известными на весь мир своими произведениями, сделали известной и саму Среднюю Азию.

Садриддин Айни (Таджикистан)

Садриддин Айни — таджикский писатель, общественный деятель и учёный, автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии, основоположник таджикской советской литературы и Герой Таджикистана. Он родился 15 апреля 1878 году (умер в 1954г.) в селе Сактар (ныне Гиждуванский район Бухарской области Узбекистана). Айни проучился в бухарском медресе Кукельдаш. Кроме родного таджикского, он прекрасно знал узбекский язык и некоторые свои произведения писал на двух языках.

Он внес значительный вклад в литературу двух народов. Работал над составлением антологии «Образцы таджикской литературы», включавшей в себя лучшие образцы поэзии, начиная от Рудаки и до начала XX века. Этим изданием Айни доказал существование самостоятельной таджикской нации, её истории и культуры в своём споре с пантюркистами. Его основные труды: «Одина», «Дохунда», «Рабы», «Смерть ростовщика», «Воспоминания» и др. «Воспоминания» представляют по существу собрание новелл о детстве, юности автора и дают широкую картину жизни бухарского общества на рубеже веков. За это произведение Садриддину Айни была присуждена Сталинская премия в 1950 году.

Чингиз Айтматов (Кыргызстан)

Чингиз Айтматов народный кыргызский писатель, академик, герой Кыргызстана, один из выдающихся современных писателей  Азии. Он родился в 1928 году (умер 10 июня 2008 г.) в селе Шекер Таласской области Кыргызстана. Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году поступил в  сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году.

Дебютировал в печати в 1952 году рассказом «Газетчик Дзюйдо». А повесть «Джамиля», переведенная на русский язык, принесла Айтматову мировую известность. Практически все творчество Чингиза Торекуловича пронизано мифологическими, эпическими мотивами, в его произведения вплетены легенды и притчи. Общеизвестны его легенды о матери-оленихе из повести «Белый пароход» и птице Доненбай из романа «И дольше века длится день».

Он говорил, что черпал вдохновение в национальных легендах, благодаря которым произведения получались более реалистичными. Однажды писатель признался, что за всю жизнь он не научился трём вещам: водить машину, работать на компьютере и говорить на иностранном языке (рядом с ним всегда был переводчик).

По произведениям Айтматова снято немало художественных фильмов. Айтматов неоднократно выступал в роли сценариста или соавтора: «Перевал», «Первый учитель», «Джамиля», «Белый пароход» и др.

Сотим Улугзода (Таджикистан)

Один из выдающихся писателей Таджикистана Сотим Улугзода родился 11 сентября 1911 года (умер 25 июня 1997) в кишлаке Варзык (ныне Наманганская область Узбекистана). Образование получил в Ташкенте, где в 1929 году окончил Таджикский институт просвещения. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1944-1946 годах возглавлял Союз писателей Таджикской ССР.

Первые его произведения были опубликованы в 1930 году, а в конце 30-х годов основным направлением творчества Улугзода стала драматургия. В 1939 году вышла его пьеса о хлопкоробах «Шодмон», а в 1940 героическая драма о борьбе с басмачеством «Краснопалочники».

Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в драме «В огне». Потом были «Благородные друзья», «Искатели», «Утро нашей жизни» и др. А в 1967 году Улугзода написал исторический роман «Восе» о восстании таджикских крестьян против бухарских чиновников.

Ещё одним историческим романов Улугзода стал «Фирдавси», вышедший в 1980 году. Улугзода также известен написанием сценария к фильму «Ибн-Сино» (Таджикская киностудия, 1956 год) и драме «Рудаки», по которой в 1959 году был поставлен фильм «Судьба поэта», получивший в 1960 году первую премию и медаль «Золотой Орёл» на втором кинофестивале стран Азии и Африки в Каире.

Мухтар Ауэзов (Казахстан)

Образование Мухтар Ауэзов получил в русской школе, учительской семинарии, на филологическом факультете Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, в аспирантуре Среднеазиатского университета. В литературе Казахстана Мухтар Ауэзов как драматург занимает почётное место. Ему принадлежит свыше 20 пьес, в том числе: «Айман-шолпан», «Абай», «Каракоз», «Кара кипчак Кобланды», «Зарница», «На границе», «В час испытаний» и др.

Выдающимся произведением Мухтара Ауэзов и советской литературы является роман «Путь Абая» о жизни великого поэта-просветителя Абая Кунанбаева. Роман «Путь Абая» вошёл в «Библиотеку всемирной литературы».

Путь Абая»

Двухтомная эпопея рассказывает о жизни казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева. В романе показана сложная картина жизни казахского общества второй половины XIX века, когда рушился многовековой кочевой образ жизни казахов. О романе лучше всего написал один из зарубежных авторов в свое время: «…Я никогда раньше не слышал о казахах. А теперь знаю их очень хорошо, знаю, потому что читал на английском языке чудесную книгу Мухтара Ауезова. Я познакомился с замечательным человеком и поэтом казахского народа Абаем, с его мудрой бабушкой Зере и матерью Улжан, с любимыми девушками — Тогжан и Айгерим, с друзьями Абая — добрыми и смелыми людьми. Я полюбил этих героев, полюбил так, будто жил долгие годы, делил их горе и радости. У меня такое ощущение, что я сейчас среди них и дышу воздухом ваших степей. В самом деле, какой прекрасный народ — казахи! И как прекрасно написано о нем в романе «Абай»!

Саид Ахмад Хусанходжаев (Узбекистан)

Саид Ахмад Хусанходжаев — узбекский писатель и драматург, Герой Узбекистана, народный писатель Узбекистана, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» и ордена «Дружбы». Родился 10 июня 1920 году (умер 5 декабря 2007 г.) в городе Ташкент. Свои произведения публиковал под литературным псевдонимом Саид Ахмад.

В середины 30-х годов Саид Ахмад работал журналистом, активно участвовал в процессах коллективизации и ликвидации безграмотности на селе. В конце 30-х годов он публикует свои первые публицистические очерки и рассказы в газете «Кизил Узбекистон» и журналах «Муштум» и «Шарк Юлдузи».

Первый сборник рассказов Саид Ахмада — «Дар» вышел в 1940 году и был довольно прохладно принят критиками. В последующих сборниках — «Мужественное сердце», «Ферганские рассказы», «Мухаббат», наиболее полно раскрылся талант Саида Ахмада, как мастера лирического и сатирического рассказа, сыгравшего значительную роль в развитии этого жанра в узбекской литературе. В начале 60-х годов Саид Ахмад начинает свою трилогию «Горизонт», ставшую значительным произведением узбекской литературы.

Работа над произведением продолжалась более десяти лет — первая книга трилогии «Дни расставания» была опубликована в 1964 году, в 1969 году вышла вторая книга «На пороге горизонта» и в 1974 году публикуется первая по времени действия книга «Сорок пять дней». В 1988 году выходит роман писателя «Безмолвие». 

Наибольшую известность Саиду Ахмаду принесли его пьесы, среди которых особенно выделяется комедия «Бунт невесток». Это произведение сразу после выхода поставило имя Саида Ахмада в один ряд с классиками узбекской литературы. Комедия Саида Ахмада была поставлена в 14 странах мира, по ней были сняты два художественных фильма — киностудией «Узбекфильм» и Лаосской киностудией.

Рахим Эсенов (Туркменистан)

Занимал пост министра культуры Туркменской ССР. Член Союза писателей России. Возглавлял Союз писателей Туркменистана. Писатель в основном пишет на русском и также его творчество издаётся на различных языках мира. 

Рахим Эсенов является автором знаменитой исторической трилогии «Венценосный скиталец». Сам писатель неоднократно упоминал, что этот роман — произведение всей его жизни. Работа над книгой продолжалась 27 лет и была завершена в 1997 году.

«Венценосный скиталец».  

Роман повествует о судьбе реально существовавшей исторической личности, почитаемого национального герое Туркменистана Байрам-Хане. Роман не прошёл личную цензуру бывшего президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. Причиной этого стало то, что в книге Байрам-Хан по происхождению упоминался мусульманином-шиитом, что, по мнению Ниязова, противоречило титульному «суннитскому» происхождению туркмен. Ниязов потребовал от Эсенова внести изменения, на что получил отказ. 

В результате, около 800 экземпляров романа «Венценосный скиталец» вышедшего тиражом всего 1000 экземпляров, были изъяты и уничтожены. Сам же 77-летний автор был арестован и обвинён в контрабанде. Под давлением общественных организаций Эсенов был освобождён из-под стражи, однако оставался под домашним арестом и в списке невыездных. 

Через несколько лет Эсенову была присуждена ежегодная премия Пен-Центра, и он приглашён для получения премии в США. Писатель говорил властям Туркменистана: «Благодаря вам я стал известен и поэтому получаю премию. Если вы не разрешите мне выехать и получить премию Пэн-центра, то в следующий раз это будет Нобелевская премия».

В Советское время писателей республик Средней Азии узнавали в каждой стране региона. Почти все знаменитые произведения переводились на языки соседних республик, публиковались в толстых российских литературных журналах — «Знамени», «Дружбе народов», «Юности» и других.

И в заключение предлагаем вспомнить еще несколько бессмертных образцов литературы республик Средней Азии.

Тологон Касымбеков  «Сломанный меч»

Одна из «топовых» книг кыргызской литературы. Роман  повествует о бурных и сложных исторических событиях в период вхождения Кыргызстана в состав России. Жестокие междоусобные распри, кровавая борьба за власть раздирали Кокандское ханство, в состав которого входили земли кочевников-кыргызов. Личные судьбы героев романа органически переплетены с судьбой всего народа. Наиболее удачные страницы книги связаны с изображением народного восстания, руководитель которого Исхак трагически гибнет в борьбе.

Абдижамил Нурпеисов  «Кровь и пот»

Трилогия  очень популярна среди любителей казахской литературы. Ее часто называют казахским аналогом знаменитого шолоховского «Тихого Дона». «Кровь и пот» охватывает события, происходившие в Казахстане во время первой мировой войны и гражданской войны 1918–1920 гг. В последней книге романа «Крушение» главный герой  Еламан сомневается в правдивости главного принципа будущего коммунистического общества, который агитирует комиссар Дьяков. «Ну, хорошо, разобьем врагов, будет все по-нашему, и жизнь изменится, и все люди будут равны, но сумеют ли они обуздать ненасытные свои желания, свою корысть? Возможно ли это?». Осенью 2008 года в Актобе была установлена скульптурная композиция, посвящённая героям   трилогии.

Ульмас Умарбеков  «Трудно быть человеком»

Ульмас Рахимбекович Умарбеков удостоен премии за роман «Трудно быть человеком» и премии имени Хамзы за фильм «Повесть о двух солдатах».

Герои романа «Трудно быть человеком» (на русский язык переведен под названием «Зеленая звезда») — молодые люди, делающие первые самостоятельные шаги в жизни. Это – трагическое повествование о чистой любви сельской девушки к молодому человеку из города, который начинает карьеру ученого. Узнав, что Абдулла поменял ее любовь к дочери профессора из-за корыстных побуждений, беременная Гюльчехра не имела права возвратиться в родной кишлак с патриархальным устоем жизни.

«…Лунный был вечер над Ташкентом, светлый. …Гюльчехра пристально смотрела на луну, всем своим существом ощущая ее плавное стремительное движение. Она даже подалась немного вперед, и какое-то мгновение она и луна словно бы плыли вместе. Но тут Гюльчехра вспомнила, что находится на балконе, и резко отпрянула назад. Она отвела назад обе руки, чтобы опереться о спасительную стену. Но ее не было…»

Абдулла Кадыри «Минувшие дни»

С огромным человеческим тактом, очень уважительно и чрезвычайно лирично, как и подобает на востоке непростым отношениям между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой, описана любовь Отабека и Кумуш!

Кумуш, юная маргиланская девушка из средней купеческой семьи – глубокая поэтическая натура. Писатель, любуясь ею, пронзительно произносит: «Капли, поцеловав ее, упали обратно». Отабек безгранично любит свою ненаглядную. Он понимает, в отличие от тысяч своих соплеменников, что она не вещь, которая досталась ему закономерно или он купил ее, не наложница.

Любовь крепко связывает героев. Но и эта прекрасная любовь, к несчастью, не в силах победить человеческие предрассудки. Кто повинен в трагической смерти Кумуш? Мать и отец Отабека? Зайнаб, на которой вынужденно женили Отабека его родители-аристократы? Или сам Отабек? К смерти Кумуш (ее отравила Зайнаб из-за ревности к мужу) привело бытовавшее общественное сознание, что женщина —  животное, стерпит, не возразит, промолчит. У узбеков имена героев романа давно стали нарицательными, как классические Фарход и Ширин, Тахир и Зухра…  Книга имеет несколько экранизаций.

Спасибо за внимание!