В истории культуры есть имена, которые олицетворяют собой целые отрасли человеческого знания. Эти имена принадлежат не только своей эпохе, но и последующим поколениям. В их числе особое место занимает Константин Дмитриевич Ушинский. Как крупнейший представитель педагогики 19 века, внес особый вклад в развитие отечественной науки, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему. Как отмечали современники Ушинского «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки.
Именно благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребенка. Судьба педагогических идей К.Д.Ушинского такова, что каждая эпоха приспосабливала их к своим конкретным задачам с учетом общественно- политической ситуации.
Константина Ушинского любили учителя, дети и их родители, он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Написанные Ушинским книги “Детский мир” и “Родное слово” стали первыми общедоступными учебниками на русском языке. Книги эти предназначались для начального обучения детей, и до Октябрьской революции они выдержали 146 переизданий, оказав огромное влияние на педагогику в целом. Учителя работали по созданным им руководствам. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до Октябрьской революции, несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье. Родился Константин Ушинский 19 февраля (3 марта) 1823 года в старинном русском городе Туле. Хотя в некоторых источниках годом рождения великого педагога считают 1824-й, а путаница произошла из-за несвоевременно зарегистрированной метрики. Отца Константина звали Дмитрий Ушинский, он офицер в отставке, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Принадлежал к классу мелкопоместных дворян. Мама – Любовь Ушинская (в девичестве Капнист).
После того, как отец получил назначение на судейскую должность, семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли детские и юношеские годы будущего педагога. В двенадцатилетнем возрасте Константин остался без матери, которую любил безмерно. Эту любовь и светлую память о ней Ушинский пронес через всю жизнь. Именно мама дала сыну первые уроки, и когда его отправили в гимназию, то сразу зачислили в третий класс.
Давайте подробнее познакомимся с биографией и творчеством Константина Дмитриевича Ушинского.
В 1854 году Константину Дмитриевичу удается устроиться в Гатчинский сиротский институт. В нем воспитывались мальчики-сироты для службы царю и Отечеству.
За время работы в институте Ушинский изменил уклад (в ходу были доносы друг на друга и воровство) и правила проживания в лучшую сторону. Введенные им традиции воспитания просуществовали до начала ХХ века. Честью считалось защита слабых и искреннее товарищество.
В Гатчинском институте он нашел в опечатанном шкафу, пролежавшие почти 20 лет, труды по педагогике. Автор 20 томов был Егор Осипович Гугель – предшественник великого педагога. Ушинский, по образованию юрист, благодаря этим книгам осознал свой жизненный путь.
«Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и — Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще! Человек, заведший эту библиотеку, был едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьезно на дело воспитания и увлекся им. Но горько же и поплатился он за это увлечение. …Бедняк-мечтатель окончил свою жизнь в сумасшедшем доме, бредя детьми, школой, педагогическими идеями».
г. Вена в Швейцарии (на Женевском озере), где жил и лечился Ушинский
Последние годы жизни великий педагог не занимал никакого официального поста и был счастлив распоряжаться своим временем по своему усмотрению. Средств, полученных за издательство научных трудов, хватало для обеспечения семьи.
Константин Дмитриевич интересуется современной жизнью, публикуется в журналах, пишет книги, участвует в университетских диспутах. Этот период жизни педагог считает самым успешным и в карьере, и в материальном положении.
К 75-летию смерти Ушинского была учреждена медаль за отличие в педагогической науке.
В 1946 году, сразу по окончании Второй мировой войны, в РСФСР появилась медаль адресованная лучшим педагогам-практикам, а также авторам прогрессивной учебной литературы для детей. Кроме того, Министерство образования учредило стипендию и премию им. Ушинского для молодых преподавателей, отличавшихся новаторскими методами воспитания.
Среди наиболее известных награждённых следует назвать:
— В. М. Брадиса – педагога, создателя серии учебных математических таблиц, получивших его имя;
— психолога и преподавателя А. Г. Асмолова, сделавшего немалый вклад в гуманизацию российского образования;
— А. В. Пёрышкина – автора самых популярных школьных учебников по физике.
Всего с 1946 года медалью награждено около 700 человек.
Итогом всей педагогической деятельности Ушинского стал труд «Человек как предмет воспитания», над которым он работал по возвращении в Россию. К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой. При жизни Константина Дмитриевича издали два тома антропологических исследований, отрывки из которых часто встречаются в виде цитат в научных работах современных авторов.
Вклад выдающегося педагога в развитие российской педагогики просто огромный. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах Ушинского. Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.