Библиотека в тридцатые годы XX века

В 30-е годы детскому и юношескому чтению уделялось огромное внимание. Библиотеки активно содействовали формированию личности нового советского гражданина. Их роль заключалась не только в пропаганде коммунистических идей, но также в воспитании чувства патриотизма, уважения к труду, повышении уровня общей культуры и образования.

Контролировалась работа библиотек партийными и комсомольскими органами. При приеме в коммунистическую партию, в комсомол, у человека могли поинтересоваться:  записан ли он в библиотеку, какие книги читает. В круг обязательного чтения советских граждан входили «Пионерская правда», «Комсомольская правда» и «Правда». Подшивки этих газет были в читальных залах всех библиотек.  

Кроме того, были книги, не читать которые было бы стыдно – например, «Как закалялась сталь» Николая Островского – книга, за которой в библиотеках всегда была очередь.  Большой популярностью среди молодежи тех лет пользовались также «Чапаев» Дмитрия Фурманова , «Пётр Первый» Алексея Толстого и, конечно,   произведения А. Дюма, Д. Лондона, Ж. Верна и других зарубежных классиков приключенческой литературы.  Издательства «Детская литература» (основано в 1933 году) и «Молодая гвардия» (1922) выпускали множество прекрасных книг для детей и юношества, а также журналы «Молодая гвардия», «Сельская молодёжь», «Вокруг света», «Техника – молодёжи». Для малышей выпускались «Мурзилка» , «Чиж» и  «Еж».

30-е годы — это золотой век отечественной детской книги. Это  Самуил Маршак, Корней Чуковский, Аркадий Гайдар, Борис Житков, Евгений Шварц, Корней Чуковский, Виталий Бианки, Л. Пантелеев и многие другие авторы, чьи произведения до сих пор остаются общим культурным фундаментом для россиян (и не только). Хороших книг выпускалось много, но спрос был такой, что книг не хватало даже для библиотек. Вероятно, не все перечисленные произведения и журналы были в фонде библиотеки Крупской – не все, но многие.

Библиотеки 30-х годов, так же, как и современные, вели большую культурно-массовую работу. В библиотеке Крупской вполне мог работать кружок «Друг книги». Члены этого распространенного в то время кружка, юные читатели, не только пропагандировали книги, то есть рассказывали о них своим школьным товарищам, но и  подклеивали оборванные книжные страницы, переплетали, делали закладки. Старшие ребята могли принимать участие в библиотечной «Агитбригаде» и устраивать представления на злободневные темы.

Библиотекари организовывали и проводили обзоры, читательские конференции, лекции и литературные вечера, например, по таким темам: «Есть ли жизнь на других планетах», «Ленин и Сталин в художественной литературе», «Счастливое детство советских ребят и положение детей в странах капитала», конференция по книге Н. Огнева «Дневник Кости Рябцева».

В нашем архиве, к сожалению, почти нет сведений о библиотеке имени Н. К. Крупской  1935-1941 годов. Мы знаем, что в библиотеке были взрослое и детское отделение.  В те годы библиотека занимала помещение современного детского отдела – часть здания, в которой сейчас находится  взрослый отдел,  была пристроена уже после войны. Библиотека имела печное отопление, воду брали из колонки на улице.

Приведенные ниже архивные фотографии показывают жизнь одной из библиотек Ульяновска. По этим фотографиям можно представить себе и жизнь библиотеки имени Н. К. Крупской в прошлом.

По воспоминаниям читателей тех лет, детские библиотекари относились к ребятам строго и заботливо. Прежде, чем выдать книгу, у ребенка могли проверить чистоту рук, поинтересоваться, есть ли закладка. Возвращенную книгу проверяли на наличие пятен, повреждений, загнутых листов. Нередко от детей требовали пересказать содержание прочитанной книги. Такая требовательность не раздражала детей – спустя десятилетия повзрослевшие читатели вспоминали о своих «первых библиотекарях» с благодарностью и уважением.