Уважаемые читатели! Сегодня-10 февраля — День памяти гения русской поэзии А. С. Пушкина. «…Поэт с многогранной душой- Пушкин был не только гениальным художником, но и великим явлением жизни русской…» — сказал о нем А. Кони. Приглашаем вместе с нами почтить память великого поэта.
Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь еще в детстве, когда мы знакомимся с его сказками, и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что – то свое, быть может, близкое и понятное только ему. XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнётом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина». Поэт стал символом своей эпохи. Эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть 19 века, не зря называют «золотым веком» русской культуры.
В 16 лет поэт написал:
«Великим быть желаю,
Люблю России честь.
Я много обещаю.
Исполню ли? Бог весть!»
Сегодня на бескрайних российских просторах не найдешь человека, которому незнакомо светлое имя — Пушкин, имя, которое стало олицетворением России. Его читали и продолжают читать. Ведь, как сказал писатель А. Платонов «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами».
Пушкин – это и целая эпоха в истории русской литературы. В век, когда вся просвещенная и литературная Россия говорила по-французски, знала английский и немецкий, Пушкин показал всю прелесть, напевность, образность, простоту и неповторимое изящество родного языка. Пушкин подарил России русский язык. Поэт так широко, полно, и поэтично показал удивительно прекрасный мир. Белинский называл пушкинские картины природы »живописью в поэзии». Действительно, из его стихов глядит на нас недоступно-суровый Кавказ во всем своем грозном величии, засверкала всеми красками ослепительно солнечная крымская природа, скромную и такую простую на вид, природу средней полосы России. Он любил и научил любить утреннюю свежесть наших весен, великолепные снежные панорамы зимы, пышное очарование русской осени.
Однако не только совершенство и изящество его стихов привлекают нас в Пушкине. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен Пушкин, есть один особый – талант дружбы и любви. Жизнь сталкивала Пушкина с самыми разными людьми, и среди них Пушкин находил друзей: одних – на всю жизнь, других – на краткие мгновения. Отношения Пушкина с людьми, близкими ему по душе и мыслям, запечатлены в его стихах, откуда приоткрывается для душа поэта. Отношения эти и сегодня остаются прекрасным образцом верности, преданности и постоянства.
Талант любви А.С. Пушкина проявляется в стихах и письмах, посвященных его жене – Наталье Николаевне. Н. Н. ПУШКИНОЙ . 8 декабря 1831 г. Из Москвы в Петербург. «Здравствуй, женка, мой ангел».
Н. Н. ПУШКИНОЙ. 25 сентября 1832 г. Из Москвы в Петербург. «Какая ты умненькая, какая ты миленькая! какое длинное письмо! как оно дельно! благодарствуй, женка. Продолжай, как начала, и я век за тебя буду бога молить. Третьего дня написал я тебе только три строки; мочи не было, так устал».
Н. Н. ПУШКИНОЙ.19 сентября 1833 г. Из Оренбурга в Петербург. «Что, женка? скучно тебе? мне тоска без тебя. Кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не написав. Да нельзя, мой ангел». А письма жены всегда были для Пушкина самыми желанными посланиями. Вера Нащокина, жена близкого друга Пушкина, в московской квартире которых поэт часто гостил в последние годы жизни, вспоминала: «Надо было видеть радость и счастие поэта, когда он получал письма от жены. Он весь сиял и осыпал эти исписанные листочки бумаги поцелуями».
Но так случилось, что именно любимая жена сыграла в судьбе поэта роковую роль. Французский кавалергард, приёмный сын нидерландского посланника в Петербурге барона Луи Геккерна, познакомился со своей ровесницей Натальей Николаевной Пушкиной в 1835 в Аничковом дворце. В глазах светского общества Дантес-Геккерн, красивый блондин, предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену ревнивого мужа. Сам Пушкин не любил придворной жизни. В светском обществе ходили слухи о взаимности чувств Пушкиной и о том, что Дантес уже добился победы. Молва и сплетни могли сыграть решающую роль в разгорании конфликта.
4 (16) ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором был косвенный намёк на внимание к Н. Н. Пушкиной со стороны не только Дантеса, но и самого царя. Сам Пушкин счёл письмо исходящим от Геккерна-отца и немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина. Как бы то ни было, коль скоро Дантес стал женихом Екатерины, Пушкин был вынужден отозвать свой вызов. Тем не менее, Пушкин отказывался иметь какие-либо отношения с Дантесом и Геккерном. 10 января 1837 Екатерина Гончарова стала женой Дантеса.
Однако, конфликт между Пушкиным и Геккернами не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток в адрес Пушкина и его семьи. 26 января (7 февраля) 1837 Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо где, чрезвычайно резко характеризуя как отца, так и приёмного сына, он отказал им от дома. Пушкин знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли. В тот же день Луи Геккерн через секретаря французского посольства виконта д’Аршиака письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов. Пушкин без обсуждения принял весьма жёсткие условия дуэли, письменно составленные виконтом д’Аршиаком.
Дуэль Пушкина с Дантесом — дуэль на пистолетах между камер-юнкером Пушкиным и поручиком бароном Георгом Де-Геккерном (Дантесом), дуэль с трагическим последствием для великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина произошла 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи. Пушкин был ранен в живот. Ответным выстрелом он легко ранил Дантеса в правую руку. Раненого поэта увезли с места дуэли на санях.
Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12. Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня. После ранения поэт прожил два дня. Его лечили видные медицинские деятели того времени, но спасти его не удалось. Пушкину было всего 37 лет. В момент его кончины 29 января (10 февраля) 1837 года в 14:45 были остановлены часы, которые, являясь реликтом эпохи, хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии.
В те дни смерть поэта всколыхнула всю Россию, но опубликовано было всего одно извещение о его смерти, написанное литератором Владимиром Одоевским: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!»
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». В этих словах Н.В. Гоголя сказано все главное и о национальном своеобразии Пушкина, и о высоком нравственном содержании его поэзии, и о богатстве и силе его поэтического языка.
В заключение предлагаем совершить виртуальную экскурсию в Государственный музей А. С. Пушкина в Москве, телерадиокомпанией «Русский мир».
Спасибо за внимание!