Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию литературное обозрение, посвященное писательскому наследию бывших союзных республик.
Литература Белоруссии. В 1920-х годах, после образования БССР (1919), литературная жизнь группировалась вокруг объединений «Маладняк» и «Узвышша» (1926—1931). Читателям старшего поколения наверняка известны имена Янка Купала, Максим Горецкий, Владислав Голубок, Змитрок Бядуля, Якуб Колас.
В 1934 году был образован Союз писателей БССР, доминирующим направлением в литературе стал социалистический реализм. Временем тяжелых испытаний для белорусской литературы явились 30-е гг. Писатели Белоруссии продолжали плодотворно работать, внося свой вклад в развитие отечественной литературы и создание подлинных художественных ценностей и гуманных нравственных ориентиров. Для 30-х гг. характерно формирование так называемой производственной прозы и поэзии. Герои таких произведений варили сталь, строили новые объекты, создавали колхозы и совхозы. Чтобы лучше узнать явления новой жизни, литераторы ездили на новостройки, бывали в цехах, на колхозных нивах и фермах.
Великая Отечественная война изменила течение литературной жизни. Писатели стали штатными сотрудниками военных газет (А. Кулешов, К. Кириенко), а те, кто уехал в эвакуацию (К. Чорный, П. Бровка, П. Панченко, М. Танк), печатались в возобновленных на новом месте белорусских изданиях. Оставшиеся на оккупированной территории участвовали в выпуске подпольных газет, рукописных журналов, боевых листков. В суровых условиях военного времени писатели активизировали свою деятельность, создавая произведения, которые звали народ на борьбу с врагом, укрепляли веру в грядущую победу. В 1943 г. в Москве был издан сборник стихотворений белорусских поэтов «Беларусь в огне» тиражом 25 тыс. экземпляров. Вершиной белорусской прозы периода войны стали романы К. Чорного «Пошукi будучынi», «Вялiкi дзень», «Млечны шлях».
После Великой Отечественной войны главными темами белорусской литературы стали военные события, послевоенная деревня: повести Янки Брыля, Ивана Мележа, Ивана Шамякина. Особое место в белорусской литературе занимает творчество поэтов-фронтовиков, в котором раскрываются темы мужества, подвига, жертвы, патриотизма (Алексей Пысин, Аркадий Кулешов). В послевоенный период белорусская литература продолжала развиваться, пополняясь новыми яркими талантами. В литературу пришли Я. Брыль, И. Мележ, А. Велюгин, И. Шемякин, А. Макаенок, В. Быков, В. Короткевич, А. Адамович, И. Чигринов, Н. Гилевич, Р. Бородулин, Г. Буравкин.
В 50-е гг. жизнь налаживалась, но чтобы успешно строить будущее, нужно честно оценивать прошлое. В 1954 г. Я. Колас завершил трилогию «На ростанях», в которой дал широкую панораму жизни и чаяний белорусского крестьянства и сельской интеллигенции в начале XX в. Со второй половины 1960-х годов в белорусской прозе стали подниматься проблемы морального выбора, свободы творчества (Василь Быков, Владимир Короткевич, Андрей Макаёнок, Иван Пташников). С наступлением хрущевской «оттепели» из лагерей вернулись А. Александрович, С. Граховский, Я. Скриган и другие опальные литераторы. Они принесли свое видение проблем сталинизма, путей обновления жизни общества и демократизации страны.
В 60-80-е гг. в белорусскую литературу пришло новое поколение талантливых авторов, создавшее замечательные романы, повести, стихотворения, рассказы, пьесы. Многим из них удалось объективно во всей многогранности отразить ключевые события истории и жизни белорусского народа, высокохудожественно осветить сложные темы противоречивой современности.
Литература Украины. Любителям книги конечно известна целая плеяда талантливых писателей — Ивана Франко, Леси Украинки, Михаила Коцюбинского, Ивана Нечуй-Левицкого, Марко Вовчок, Панаса Мирного, Ольги Кобылянской.
После революции и образования УССР литературный процесс отличался особым драматизмом и сложностью на Украине, как и во всём СССР. Украинская литература в это время получила поддержку государства и переживала невиданный расцвет. На богатой литературной палитре сосуществовали различные художественные школы, стили и направления.
Однако многие представители этой волны украинского возрождения погибли в ходе советских репрессий. В 1938—1954 годах были репрессированы около 240 украинских писателей, хотя многие из них были сторонниками советской власти, воевали за неё, состоялись как писатели уже после революции. Некоторые из них были расстреляны, некоторые так и умерли в заключении, судьба некоторых из них после арестов так и осталась неизвестной. Подвергался аресту и признанный советской властью поэт Максим Рыльский, 10 лет провёл в лагерях Остап Вишня. Несмотря на жёсткие рамки господствующего в советский период стиля социалистического реализма, украинским писателям удалось создавать литературу, которая не потеряла своей актуальности и сегодня. Это, прежде всего, произведения Павла Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Александра Довженко, Александра Гончара и других.
В 1960-е годы благодаря хрущёвской оттепели на Украине зародилось мощное художественное движение, представители которого впоследствии получили название «шестидесятников». «Шестидесятники» искали новые формы творчества, новое осмысление национального опыта в рамках тоталитарной системы. К этому поколению принадлежали Василий Стус, Лина Костенко, Василий Симоненко, Григорий Тютюнник, Дмитрий Павлычко, Иван Драч и другие. Активная гражданская позиция привела многих в ряды «диссидентской» интеллигенции, что, в свою очередь, вылилось в аресты и ссылки. В 1970-х годах прокатилась новая волна массовых арестов украинской интеллигенции, многие ведущие писателей были осуждены за «антисоветскую агитацию». Некоторые из них были реабилитированы (в том числе посмертно) в начале 1990-х годов.
Литература Молдавии. Программой культурной революции предусматривалось обязательное развитие в каждой советской республике национального профессионального искусства — литературы, живописи, театра, музыки. Занимался формированием профессиональных художественных коллективов в МССР и осуществлял идейное руководство советской литературой и искусством Молдавский научный комитет.
Становление первых молдавских советских поэтов и прозаиков происходило под непосредственным влиянием русской и украинской классической и молодой советской литературы. Профессиональное искусство развивалось по общепринятой союзной схеме — под идейным руководством ВКП(б), при всемерной материальной помощи союзного центра, профессиональных коллективов РСФСР и УССР.
Первым печатным органом молдавской литературы стала газета «Плугарул Рошу» («Красный пахарь»). В 1927 г. в газете появилась «Литературная страница», сыгравшая немалую роль в популяризации художественных произведений молодых писателей республики. С 1928 г. начал издаваться литературно-художественный и общественно-политический журнал «Молдова литерарэ» («Литературная Молдавия») — приложение к газете «Плугарул Рошу», — внесший значительный вклад в развитие литературы. Из числа сотрудников этой газеты и журнала вышла целая плеяда писателей: М. Андриеску, К. Кошерэу, И. Канна, Н. Марков, Н. Кабак, Ф. Малай, Д. Милев и др. Среди них были участники революции, гражданской войны и революционного подполья в Бессарабии.
В 1928 г. создается литературное объединение писателей республики «Рэсэритул» («Восход»). В 1929 г. в Балте, а в следующем году в Тирасполе прошли конференции писателей, на которых поднимался вопрос об основании литературного журнала. Вскоре он начал выходить в свет под названием «Октомбрие» («Октябрь»). В нем печатались произведения не только молдавских, но и русских, украинских дореволюционных и советских писателей, а также зарубежная классика (в переводе на молдавский язык).
Молдавская литература испытывала идейное и эстетическое влияние русской и украинской литературы, прежде всего через переводы. На страницах республиканских газет и журналов публиковались произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П Чехова, Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, М. Коцюбинского и др. В свою очередь, молдавские авторы печатались на страницах русских и украинских журналов.
К середине 30-х годов определились основные направления молдавской литературы. Она развивалась в тесной связи с социально-политической жизнью страны. Важнейшими литературными темами в годы первых пятилеток стали классовая борьба и социалистические преобразования в деревне, индустриальный труд, преобразующее воздействие социализма на природу и человека. В качестве примеров могут служить такие произведения, как поэма «Вперед, братья!» М. Андриеску, «Пионеры в цехе», «Свет и тени» Л. Корняну, «Первая борозда» «Ленин», «Всем сердцем» Н Кабака и др.
Если в начальный период развития молдавской советской литературы преобладала поэзия, то с середины 30-х годов доминирует проза — и в количественном, и в качественном отношении. Появляются первые романы — «Партия зовет» и «Клад» Н. Маркова — и первые пьесы: «Победа» С Лехтцира, «Два мира» Д. Милева, «Ште-фан Быткэ» Л. Барского, «Расчет» И. Василенко, «По ту сторону» М. Андриеску и др. Зарождается и детская молдавская литература. В целом же литература формировалась в русле социалистического реализма с четко выраженной пролетарской классовой направленностью, воспевая романтику социалистического созидания и красоту человека освобожденного труда.
В годы войны плодотворно развивались поэзия и публицистика. Стихи и проза Емилиана Букова, Богдана Истру, Андрея Лупана, Георгия Менюка, И. Д. Чобану, Ливиу Деляну и других печатались в газете «Молдова сочиалистэ» («Социалистическая Молдавия», издавалась в 1942-44 в Москве), в центральных газетах и журналах, передавались по радио. В русском переводе вышли в Москве сборники стихов Букова «Я вижу тебя, Молдавия» (1942) и «Весна на Днестре» (1944).
Послевоенные годы были плодотворны для развития всех жанров молдавской литературы. Крупные эпические произведения отразили борьбу против фашистских захватчиков, коллективизацию в правобережных районах республики, борьбу за мир. Получают широкое признание читателей и критики повести и романы Иона Друцэ, И. Чобану, Анны Лупан.
В 1960-х — 1970-х гг. появляется ряд значительных произведений поэзии и прозы. Издаются молдавские писатели-классики, на молдавский язык переводятся произведения русской литературы, литератур народов СССР, а также шедевры мировой литературы. В Молдавии работал ряд критиков и литературоведов; здесь были изданы 1-й том истории дооктябрьской молдавской литературы, очерк истории советской молдавской литературы, ряд монографий, посвящённой классикам и современным писателям Молдавии, многие произведения молдавских литераторов переводились на языки народов СССР и на иностранные языки.
Спасибо за внимание!