Виртуальный журнал «Юным -наставление, незнающим- вразумление» посвящен Международному дню наставничества и проходит в рамках Года педагога и наставника.
Наставничество позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность и происходит это через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
В этот день чествуют силу и значение опыта и обучения для совершенствования всего в окружающем мире.
«Век учи – век учись!»
В первую очередь хочется вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.
Константин Дмитриевич Ушинский (2 марта 1824 – 22 декабря 1870)
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной. Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто. Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний. Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.
Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 – 11 июня 1934)
«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности…». Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время. В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку. Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.
Антон Семенович Макаренко (1 марта 1888 – 1 апреля 1939)
«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры». В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)
«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка». Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми. В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой… не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».
Симон Львович Соловейчик (1 октября 1930 – 18 октября 1996)
«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив… и это сложнейшее из дел». «Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса. Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя. Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.
«За страницей школьного учебника»
Давайте посмотрим, как в русской литературе от эпохи классицизма XVIII века до современности изображали учителей, гувернеров и тех, кого мы теперь называем репетитором или тьютором.
«Недоросль» Д.И. Фонвизина
В классицистической комедии о Митрофанушке, который «не хотел учиться, а хотел жениться», сатирик Фонвизин метко описал нерадивых учителей, которые отбили у ребенка всю тягу к знаниям.
Во второй половине XVIII века дворянские дети могли оставаться на домашнем обучении, учителя приходили к ним сами, а зачастую были приставлены к ребенку и проживали вместе с семьей. Из-за границы выписывали гувернеров, которые обучали дворянских отпрысков языкам и манерам. Но не всегда эти люди были компетентны. Так что родители по незнанию и следуя моде нанимали для обучения своих детей бывших лакеев и парикмахеров.
Именно таких учителей описывает Фонвизин в образах отставного солдата Цыфиркина, ставшего учителем арифметики, семинариста-недоучки Кутейкина и кучера Адама Адамыча Вральмана, который должен был обучить Митрофана французскому. Что получилось из ученика таких педагогов, можете судить по комедии Фонвизина. А чтобы не повторять ошибок, ищите проверенных репетиторов, обращайте внимание на образование и методику педагога. Ведь хороший преподаватель ценится не только за знание своего предмета, но и за умение качественно объяснить его ребенку, а главное, заинтересовать им.
Николай Лесков. «Кадетский монастырь» (1880)
Окончившие школу помнят Лескова разве что по повести о подкованной блохе. А ведь Николай Семенович — личность в русской литературе не менее резонансная, чем Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Бывший канцелярский служащий, а затем работник промышленной и сельскохозяйственной компании, Лесков стал знатоком российской казенщины, коррупции и повседневной жизни, а живость ума и наблюдательность позволили заняться ему литературной и журналистской деятельностью. Этот рассказ действительно представляет собой обработанную стенограмму воспоминаний бывшего кадета. Знакомимся с положительным персонажем — Михаилом Степановичем Перским, директором кадетского корпуса.
«Он был с нами в корпусе безотлучно. Никто не помнил такого случая, чтобы Перский оставил здание, и один раз, когда его увидали с сопровождавшим его вестовым на тротуаре, — весь корпус пришел в движение, и от одного кадета другому передавалось невероятное известие: «Михаил Степанович прошел по улице!»
Ему, впрочем, и некогда было разгуливать: будучи в одно и то же время директором и инспектором, он по этой последней обязанности четыре раза в день непременно обходил все классы. У нас было четыре перемены уроков, и Перский непременно побывал на каждом уроке. Придет, посидит или постоит, послушает и идет в другой класс. Решительно ни один урок без него не обходился. Обход свой он делал в сопровождении вестового, такого же, как он, рослого унтер-офицера, музыканта Ананьева. Ананьев всюду его сопровождал и открывал перед ним двери.
Перский исключительно занимался по научной части и отстранил от себя фронтовую часть и наказания за дисциплину, которых терпеть не мог и не переносил. От него мы видели только одно наказание: кадета ленивого или нерадивого он, бывало, слегка коснется в лоб кончиком безымянного пальца, как бы оттолкнет от себя, и скажет своим чистым, отчетливым голосом:
— Ду-ур-рной кадет!.. — И это служило горьким и памятным уроком, от которого заслуживший такое порицание часто не пил и не ел и всячески старался исправиться и тем «утешить Михаила Степановича».
Надо заметить, что Перский был холост, и у нас существовало такое убеждение, что он и не женится тоже для нас. Говорили, что он боится, обязавшись семейством, уменьшить свою о нас заботливость. И здесь же у места будет сказать, что это, кажется, совершенно справедливо. По крайней мере знавшие Михаила Степановича говорили, что на шуточные или нешуточные разговоры с ним о женитьбе он отвечал:
— Мне провидение вверило так много чужих детей, что некогда думать о собственных, — и это в его правдивых устах, конечно, была не фраза. <…>
Вечер свой Перский проводил за инспекторскими работами, составляя и проверяя расписания и соображая успехи учеников с непройденными частями программы. Потом он много читал, находя в этом большую помощь в знании языков. Он основательно знал языки французский, немецкий, английский и постоянно упражнялся в них чтением. Затем он ложился немного попозже нас, для того чтобы завтра опять встать немного нас пораньше».
«Капитанская дочка» А.С. Пушкина
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», — эти строки из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» стали афоризмом. Действительно, образование складывается не только из школьных уроков, но и всех прочих занятий, которым посвящает свое время ребенок. А в учителе важны его харизма и человеческие качества.
Так, в романе «Капитанская дочка» Пушкин описывает преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова».
Пушкин от лица Петруши Гринева пишет, что Бопре был «добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».
Они с главным героем тотчас поладили, хотя вместо того чтобы учить Гринева говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом каждый занимался своим делом.
«Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал», — писал Гринев в своих мемуарах, которые цитирует Пушкин. Без сомнения, ребенок только порадуется, если учитель будет травить байки о собственной жизни весь урок и не задаст домашнего задания. Только вот на экзамене байки вряд ли помогут.
«Детство» Л.Н. Толстого
Во второй половине XIX века образование стало более доступным, педагогические идеи заняли умы самых разных революционно настроенных мыслителей, от Писарева до Чернышевского. Важным вопросом стало женское образование, появились Высшие Бестужевские курсы, где готовили в том числе и преподавателей. Образ учителя в литературе тоже менялся.
В повести Л.Н. Толстого «Детство» учитель-немец Карл Иванович был именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка.
Карл Иванович — хорошо образованный человек, профессионал, любящий преподавание и детей. Сам Толстой увлекался идеями образования, организовал школу для своих крестьян в Ясной Поляне, где вел уроки по им же написанным учебникам и отменил наказания. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира.
Он считал, что следует развивать в детях те качества, которые уже заложены в характере, и не пытаться их исправить. «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.
Реализовать толстовский индивидуальный подход в школе сложно, с репетитором выработать персональную стратегию обучения проще. А насколько предоставлять ребенку свободу творчества, которая в перспективе разовьет его потенциал, — это выбор каждого родителя. Главное, не переборщить и не избаловать.
Рассказ «Человек в футляре» Антона Павловича Чехова.
Прототипами образа учителя гимназии Беликова являются преподаватели, служившие в таганрогской гимназии, в которой учился Антон Павлович.
Главного героя, учителя Беликова, Чехов наделяет следующими чертами и качествами: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтоб очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой… Одним словом, у этого человека наблюдалось непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалит прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительности жизни».
Беликов отличается практически маниакальным страхом к жизни вообще. Это человек, который боится лишний раз проявить себя и тем самым навлечь на себя какие-нибудь неприятности «сверху». Человек в футляре – образ, созданный писателем Чеховым и ставший символом унылого, жалкого существования.
В 1939 году Исидор Анненский снял одноимённый фильм. В главных ролях — Николай Хмелёв, Михаил Жаров, Фаина Раневская.
«Уроки французского» В.Г. Распутина
В годы Великой Отечественной войны от учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он должен был не слепо следовать учебной программе, а нести идеи добра и мира, которые помогали бы выжить в трудное психологически время.
Таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В.Г. Распутина «Уроки французского».
В послевоенные годы Лидия Михайловна пыталась спасти от голода талантливого мальчика, приглашая его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Она пошла на эту хитрость, чтобы не смутить подростка, который не взял бы у нее деньги.
Этот ее поступок школьной администрацией был расценен не как помощь, а как «растление и совращение».
Основная мысль повести в том, что, помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих.
«Географ глобус пропил» А.В. Иванова
Подчиняться школьным порядкам или отстаивать индивидуальный, нестандартный подход в современной школе — проблематика романа Алексея Иванова, написанного в 1995 году.
Виктор Служкин, которого в одноименном фильме Александра Велединского сыграл Константин Хабенский, — уволенный из НИИ молодой ученый, который устраивается работать учителем географии в школе, но сталкивается с отсутствием заинтересованности подростков-учеников в предмете.
Как мотивировать учиться детей, которых беспокоят совсем другие проблемы личного характера? А главное, как заслужить их уважение, авторитет?
Не всегда дисциплину можно установить традиционными методами оценок и наказаний, в современной школе нужно исходить из доступных возможностей, как сделать предмет интересным и актуальным.
Служкин придумал отвести детей в поход, где показал им родные края, а заодно и проверил на прочность их принципы.
Конечно, школьные власти его самодеятельность не оценили…
«В мир знаний вы открываете путь»
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». (Д. Менделеев).
Учителя и наставники – это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик. Говоря о великих личностях истории, мы обязательно вспоминаем их наставников.
Симеон Полоцкий – пожалуй, самый яркий деятель XVII в.
Широта его знаний и интересов огромны и определяют масштаб личности: политика, богословие, поэзия, просвещение… Симеон Полоцкий сумел соединить в себе православие, католичество и униатство. В совершенстве владел церковнославянским, белорусским, польским, греческим и латинским языками. Сегодня трудно представить, что в одном человеке может вместиться столько дарований, порой, кажется, совсем не совместимых друг с другом. Он был универсальным человеком в части наук и знаний.
Интересен тот факт, что «Букварь языка славенска» был написан специально для Петра I, последнего «царя всея Руси» и первого российского императора, и подарен ему по случаю семилетия.
Симеон Полоцкий был наставником царских детей: царевича Алексея, Федора, царевны Софьи, царевича Петра. Сравниться с Симеоном Полоцким может, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи эпохи Возрождения. Интересен тот факт, что «Букварь языка славенска» был написан специально для Петра I, последнего «царя всея Руси» и первого российского императора, и подарен ему по случаю семилетия.
Без Аристотеля, история не получила бы Александра Македонского.
Александр Великий — юноша который покорил весь мир. Отец взял мальчику наставником великого философа Аристотеля, когда Александру было 12 лет. К 17 годам Македонский завоевал уже почти весь известный в то время мир. Аристотель на протяжении всей жизни оставался наставником Александра, и продолжал давать ему советы до самой смерти.
Интересно что наставником Аристотеля в свою очередь был великий философ Сократ.
А наставником Сократа был сам философ Платон.
«Посвящение учителю»
Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей. Им не хватает этих встреч нечастых. И, сколько бы ни миновало лет, Случается учительское счастье Из наших ученических побед. А мы порой так равнодушны к ним: Под Новый Год не шлём им поздравлений. А в суете иль попросту из лени Не пишем, не заходим, не звоним. Они нас ждут. Они следят за нами И радуются всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех. Не смейте забывать учителей. Пусть будет жизнь достойна их усилий. Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей! Андрей Дементьев
Вероника Тушнова Если б не было учителя
Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника. И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми. И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы, Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были. Без его бы сердца доброго Не был мир так удивителен. Потому нам очень дорого Имя нашего учителя!