Уважаемые читатели! 26 февраля исполнилось 154 года со дня рождения Надежды Константиновны Крупской.
Кем была Надежда Константиновна, кроме как женой Ленина? Мало кто помнит. Однако Крупская-яркая, образованная личность и выдающийся политик. В Год педагога и наставника мы вспоминаем о Надежде Константиновне еще и как о гениальном педагоге. Именно ей и ее соратницам удалось совершить практически невозможное -выучить неграмотную Россию читать и писать. Сегодня масштабы этой работы трудно представить.
Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Ее отец Константин Игнатьевич после окончания кадетского корпуса получил должность начальника уезда в польском Гроеце. Мать Елизавета Васильевна, выпускница Института благородных девиц, работала гувернанткой. Отец умер, когда Наде Крупской было 14 лет.
В 1887-м Н.К. Крупская с золотой медалью окончила частную женскую гимназию Оболенской. Получив диплом домашней наставницы, Надежда успешно преподает, готовя к экзаменам учениц гимназии княгини Оболенской. В 1889-м она поступает на Бестужевские курсы, но, проучившись всего год, оставляет это престижное учебное заведение – ее увлекла марксистская среда. Надежда изучает наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, специально овладела для этих целей немецким языком, с августа 1891-го Крупская преподает в мужской вечерне-воскресной школе, занимаясь пропагандой социал-демократических идей.
В январе 1894 года в Петербург приезжает 24-летний революционер Владимир Ульянов. С Владимиром Ильичом Надежда познакомилась на совещании питерских марксистов в феврале 1894-го. В 1898-м Надежда Константиновна и Владимир Ильич поженились. На ее вполне привлекательной в юности внешности сказалась базедова болезнь, из-за которой, по мнению врачей, она не могла иметь детей.
Работа стала единственным смыслом жизни Крупской. Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории.
После победы Октябрьского переворота Надежда Константиновна вместе с активистами стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола, пионерии, входила в состав Государственной комиссии по просвещению. В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей рабочих людей. Своими многочисленными статьями про важность дошкольного воспитания она пробуждала огромный интерес у всех трудящихся матерей того времени. Крупская выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и парках, об организации детских комнат в рабочих клубах. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением.
После смерти В.И. Ленина Крупская входит в коллегию Наркомпроса РСФСР. Подготавливала первые декреты по народному образованию, занимается политико-просветительской работой. С 1929 – заместитель наркома просвещения РСФСР. Внесла крупный вклад в разработку важнейших проблем марксистской педагогики – определение целей и задач коммунистического воспитания, связь школы с практикой соцстроительства. Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. И хотя собственных детей она не имела, это не мешало ей думать о детях всего советского народа.
Она стремилась вырастить истинных коммунистов, людей, черпающих вдохновение и счастье из труда и строительства социализма. В педагогических трудах Н.К. Крупская выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины. И именно эта великая и самоотверженная женщина ответственна за появление лучшей в мире системы образования – советской.
26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. Через несколько часов после торжества Крупской стало плохо. У Надежды Константиновны диагностировали гнойный аппендицит, который вскоре перешёл в перитонит. Ее доставили в больницу, однако спасти не смогли. На следующий день после юбилея Крупская скончалась. Тело ее кремировали. Урна с прахом помещена в Кремлевскую стену.
В Москве 1 июня 1976 года, в Международный день защиты детей был торжественно открыт памятник. Это место для установки было выбрано не случайно — неподалеку от памятника, на Чистопрудном бульваре стоит дом, в котором с 1921-го по 1925 год размещался Народный комиссариат просвещения, где на посту заместителя наркома Надежда Константиновна Крупская вела работу по созданию советской системы народного образования.
Спасибо за внимание!