Здравствуйте, уважаемые читатели!
Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких- либо услуг или работ. А может, мы только намереваемся что-нибудь приобрести. Это значит, что изо дня в день все мы являемся потребителями. Многие из нас сталкивались с недобросовестными продавцами или строителями. Как уберечь себя от плохо оказанной услуги, какими правами обладает потребитель? Давайте разбираться.
Начнем с истории. 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей.
15 марта 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных его права. «Потребители — это все мы. — сказал Кеннеди. — Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Основными правами потребителей, прозвучавшими тогда в Конгрессе, стали: право на информацию, право на безопасность, право на выбор, право быть услышанным. Позже Всемирная организация союзов потребителей дополнила их правами на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и правом на здоровую окружающую среду.
Всемирная организация союзов потребителей (CI) — это независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961 году. Она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. CI защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Спустя два года — 9 апреля 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.
Россия впервые отметила Всемирный день защиты прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности торгующих или оказывающих услуги организаций.
Законом «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом и другими законодательными актами установлено большое количество прав потребителей. Остановимся на основных правах потребителей:
1. Право потребителя на качество товара, работы и услуги
2. Право на безопасность товара, работы и услуги
3. Право на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце
4. Ряд прав (возврат денег, замена товара, ремонт или уменьшение цены) при обнаружении в товаре недостатков в течении гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет со дня передачи товара
5. Право участия в проверке качества товара и право присутствия при экспертизе товара
6. Право на возмещение убытков, возникших вследствие продажи товара ненадлежащего качества
7. Право на возврат денег при нарушении срока передачи полностью или частично предварительно оплаченного товара
8. Право на обмен товаров надлежащего качества
9. Право на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней при дистанционной продаже
10. Право на получение результата работы или услуги в установленный договором срок
11. Ряд прав (возврат денег, повторное выполнение работы или оказание услуги, устранение недостатков или уменьшение цены) при обнаружении в работе или услуге недостатков в течении гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет
12. Право на отказ от исполнения договора выполнения работ, оказания услуг в любое время
13. Право на возмещение убытков, возникших при выполнении работ, оказании услуг
14. Право потребителей на возмещение морального вреда причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)
Как стать грамотным потребителем? Вам помогут наши советы.
Грамотный потребитель всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы. Разумно распоряжается имеющимися средствами. Всегда читает инструкцию и следует ей. Сохраняет товарные, кассовые чеки. Гарантийные талоны и квитанции. Предъявляет только обоснованные претензии. Никогда не покупает товар в первом попавшемся месте. Правильно оформляет покупку. Не торопится во время покупки. Никогда не покупает с рук еду и лекарство. Знает свои права и готов за них постоять.
В трудной ситуации на помощь придут:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http://www.rospotrebnadzor.ru/ )
Спрос – (аббревиатура, которая расшифровывается – «Советы Потребителям. Рейтинги. Обзоры. Ситуации») — журнал для потребителей (www.spros.ru )
Союз потребителей Российской Федерации (www.potrebitel.net).
Общество защиты прав потребителя «Резонанс» ( http://zonaprav.ru/)
В заключение предлагаем вашему вниманию социальный ролик «Защита прав потребителей в Ростовской области».
Спасибо за внимание!