Уважаемые читатели!
Сегодня Государственный Русский музей в Петербурге отмечает 125-ю годовщину своего официального открытия. Приглашаем вас посетить мероприятие, посвященной этой дате — виртуальную галерею «Русский музей».
Ровно 125 лет назад, 19 марта 1898 года, в первый раз раскрылись двери Русского музея – храма российского искусства и культуры. Экспозиции Русского музея представляют важные вехи развития русской живописи, начиная с иконописи 12 века и заканчивая авангардом и социалистическим реализмом. Путешествие по музею не только познавательно, оно дает понимание русской культуры на протяжении веков.
Идея основания публичного государственного музея национального изобразительного искусства обсуждалась в России с середины XIX века.
Решающая роль в истории появления музея принадлежит императору Александру III, который, во время посещения художественной выставки, признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства».
Однако Александр III проект довершить не успел из-за своей скоропостижной смерти. Его дело продолжил последний русский император Николай II, который в 1895 году подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русский музей императора Александра III».
Для размещения музея казной был приобретен Михайловский дворец, который был построен в 1823 году по завещанию императора Павла для его младшего сына, Михаила Павловича. Именно внуки Михаила Павловича и продали дедушкин дворец в казну.
Впоследствии в музейный комплекс вошли еще несколько зданий и парковых садов, которые вызывают восхищение своей архитектурой – Строгановский дворец, Мраморный дворец, Михайловский замок и Летний дворец Петра I.
Среди сотрудников музея был весь цвет русской научной интеллигенции – ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д.И. Толстой, А.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, П.И. Нерадовский, Н.П. Сычев, П.И. Столпянский, М.П. Боткин, А.А. Миллер, Н.Н. Пунин и многие другие.
В положении о музее говорилось, что музей ставит перед собой цель «…представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».
В день открытия музея экспозиция развернулась в 37 залах на двух этажах. Посетители могли ознакомиться с обширным собранием русской живописи и скульптуры, а также предметами из частных коллекций, переданных в дар музею.
В постоянных экспозициях, составляющих основную часть собрания Русского музея, представлены произведения русского искусства от иконописи до социалистического реализма. Русский музей сохраняет крупнейшую коллекцию русского авангарда.
Древнерусское искусство
Собрание древнерусского искусства представлено предметами декоративно-прикладного искусства, мелкой пластики, скульптуры. Но основная часть собрания – иконы. Коллекция икон Русского музея насчитывает около пяти тысяч произведений 12–начала 20 века, как известных иконописных школ, так и произведения провинциальных мастеров.
Предлагаем познакомиться с виртуальной презентацией «Русский музей. Иконопись».
Проверь себя:
«Шедевры русской иконописи»:
Живопись 18 – первой половины 19 века
Это наиболее полная коллекция музея включает полотна, которые составили основу собрания при формировании Русского музея. К началу 18 века значительного статуса достигла портретная живопись, но в эстетических рамках древнерусского искусства. Развился стиль живописи, который находился где-то между иконописью и парсуной (вид портретной живописи, сочетающий стилистические качества и приемы традиционной русской иконописи и европейского светского портрета).
Предлагаем познакомиться с виртуальной презентацией «Русский музей. Живопись
XVIII – первой половины XIX века»:
Живопись второй половины 19 века
Русско-французская война 1812-1814 года столкнула русский народ с суровой реальностью, стала свидетелем героизма простых солдат. Эти обстоятельства привели к тому, что жизнь низшего сословия стала темой для великого искусства. Развивается жанровая живопись, показывающая бытовые сцены буржуазного сословия.
Растет интерес к темам отечественной истории (сражений, центральных персонажей, жизни бояр, фольклору). Как результат, художники пишут картины, воссоздающие национальную жизнь в прошлом, хотя и в романтической интерпретации. В 1863 году тринадцать художников во главе с Иваном Крамским, недовольные академической линией в живописи, создают Товарищество передвижных художественных выставок.
Предлагаем познакомиться с виртуальной презентацией «Русский музей. Живопись второй половины XIX века»:
Живопись конца XIX-начала XX века
В конце 19 века были те, кто отстаивал более либеральные идеи, чем передвижники, предлагал обновление русского искусства, направленное на западноевропейский художественный опыт. Среди них – Мир искусства, объединение, основанное в 1889 году художником и сценографом Леоном Бакстом, Сергеев Дягилевым и Александром Бенуа.
В начале 20 века русская культура находилась в состоянии лихорадочного бурного роста. В русскую живопись проникли кубизм, экспрессионизм и футуризм, они объединились с националистическими элементами, что породило новую эстетику, примерно в 1910 году, которую назвали русским авангардом.
Предлагаем познакомиться с виртуальной презентацией «Русский музей. Живопись начала XX века»:
Социалистический реализм
Социалистический реализм в основном опирался на классические и неоклассические стили искусства. Основными отличительными чертами соцреализма принято считать доступность для широких масс, идейную направленность и прямолинейность художественных образов. Соцреализм – важная часть нашего культурного наследия. Среди ярких представителей этого стиля есть много талантливых мастеров искусства. Большинство из них искренне верили в коммунистические идеалы и творили по велению собственного сердца.
Предлагаем познакомиться с виртуальной презентацией «Русский музей. Социалистический реализм»:
Проверь себя:
«Великие полотна»
В завершение мероприятия рекомендуем посетить Виртуальный Русский музей – портал, позволяющий удаленным пользователям получить доступ к коллекции Русского музея, совершить виртуальную прогулку по залам музея, посетить виртуальные выставки и онлайн-лекции.
Спасибо за внимание!