Ростовская область исторически многонациональна. На ее территории проживают представители более 150 народов и этнических групп. Официально зарегистрировано около 30 национально-культурных автономий. Приглашаем вас, уважаемые читатели, посетить виртуальное мероприятие из цикла «В дружбе народов — сила Дона».
На блоге библиотеки Крупской уже проходили виртуальные мероприятия, посвященные культуре некоторых народов Дона: краеведческий час «Народы Дона» http://crupskaya.blogs.donlib.ru/narody-dona/, краеведческие калейдоскопы «В дружбе народов–сила Дона» http://crupskaya.blogs.donlib.ru/v-druzhbe-narodov-sila-dona-2 и http://crupskaya.blogs.donlib.ru/v-druzhbe-narodov-sila-dona-3
Сегодня мы продолжаем тему и приглашаем вас, уважаемые читатели, познакомиться с донскими калмыками — народом, который сыграл важную роль в истории донского края.
Калмыки
Мало кто из дончан знает историю флага Ростовской области, за основу которого взят флаг Всевеликого Войска Донского 1918 года – трёхцветное сине-жёлто-красное полотнище, символизирующее союз всех слоёв населения области. Исторически каждой из основных народностей, входивших в состав Войска Донского, принадлежал свой цвет: синий – донским казакам, алый – русским, а жёлтый – калмыкам.
Калмыки (сами калмыки называют себя хальмг или хальмгуд ) — монгольский народ ойратской группы. Сегодня калмыки живут в основном в Республике Калмыкия.
Калмыки или ойраты кочевали между Волгой, Кумой, Каспийским морем и Доном. Их родина – Азия. В Россию монгольский род ойратов – будущие калмыки — откочевали в 17 веке.
Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз. Всего на Дон переселились около 20 000 калмыков, поселились они в основном под Черкасском.
В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и получили под кочевье Западную степь. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний. В 1856 году в Калмыцком округе было 13 станиц, в которых проживало 20635 человек.
Российские императоры поощряли переход калмыков к оседлости и христианству. Тем не менее российские калмыки сохраняли свой кочевой быт и буддийскую веру.
Калмыцкие храмы называются хурулы. Молятся калмыки стоя и по временам кладут земные поклоны. В течение года в Калмыкии отмечаются три больших праздника: священный месяц начала лета Урюс-Сар, зимний праздник Зула-Сар и самый торжественный из калмыцких праздников – Праздник Весны и начала года Цаган-Сар, который празднуется в марте в течение 2 недель подряд. Сравнительно новый, но очень популярный праздник — Фестиваль тюльпанов, посвящённый цветению тюльпанов в Калмыкии.
Проверь себя:
Реши кроссворд и узнай название национального калмыцкого танца.
В основе устройства калмыцкого быта лежит родовое начало. Каждая группа ближайших родственников составляет хотон, находящийся под управлением старейшего в семействе. В прошлом калмыки жили в разборных войлочных шатрах – кибитках, которые раньше назывались качмами. Отцовская кибитка занимала центральное место хотона. Промежутки между кибитками загораживались плетёным забором, который на зимнее время с подветренной стороны завешивался войлоком. Устроенный таким образом двор служил загоном для верблюдов, рогатого скота и баранов. Посредине кибитки горел огонь из кизяка (конского навоза).
Пища донских калмыков очень простая и питательная. Главная особенность – знаменитый чай — джомба, который пьют с солью, маслом и молоком. Из муки пекут пресные лепешки. Мясо – главная пища кочевых народов., его варили, коптили, сушили. Сушёное мясо называется «бурса», блюдо из внутренностей животных – «дотур», бараний бульон с мясом – «шолюн». Мясо коптили, варили, сушили. Очень популярны молочные блюда — овечий сыр, айран, кумыс.
Кроме своего главного занятия — скотоводства, донские калмыки занимались различными ремёслами. Были у них столяры, плотники, сварщики, кузнецы, золотых и серебряных дел мастера. Хорошо делали калмыцкие умельцы сёдла и хомуты. Упряжь, бурдюки, ведра и мешки изготавливались калмыками из шкур животных. Шерсть шла на создание кошмы, войлока, арканов, тесьмы, постелей. У бедных калмыков одежда была из кожи или синего грубого полотна. Более зажиточные калмыки шили себе одежду из белого и красного сукна, хлопчатобумажных и шёлковых тканей.
Постепенно донские калмыки перенимали хозяйственный опыт соседей. Зажиточные калмыки стали строить себе постоянные дома – курени, обзаводиться бытовыми принадлежностями, предметами роскоши. Калмыцкие коневоды научились строить зимники, заготавливать сено на зиму, заботиться о породности лошадей.
Проверь себя:
Во время Великой русской революции и Гражданской войны население калмыцких станиц не было единым по отношению к новой советской власти. Большинство поддерживало защитников павшего строя Николая II. Калмыцкие станицы являлись точками опоры Белой гвардии.
Когда весной 1920 г. казачьи части оставили Дон, с ними ушли и многие калмыки. Их братья — – активные участники Рабоче-крестьянской Красной армии — включились в восстановление разрушенного народного хозяйства юго-востока Донской области. Когда в 1920 г. была создана Калмыцкая автономная область, а позднее республика, начался отток калмыцкого населения из Донской области.
С целью удержания калмыцкого населения на территории Сальского округа в 1929 г. Был создан Калмыцкий национальный район с центром в станице Зимовниковской.
Во время Великой Отечественной войны калмыцкий народ, как и многие народы Советского Союза, пострадал из-за сотрудничества его отдельных представителей с немецко-фашистскими захватчиками. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. всё калмыцкое население было депортировано в восточные районы Сибири. Калмыцкий национальный район был расформирован, его территория разделена между Мартыновским и Зимовниковским районами. После реабилитации в 1956 г. большинство донских калмыков из Сибири переехали в Республику Калмыкию, на Дон они не вернулись.
Сегодня потомки донских калмыков часто приезжают на свою малую родину, проводят буддийские обряды, поминают убиенных и умерших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, раскулачивания и депортации. На местах бывших хурулов устанавливают памятные знаки.
У калмыков сложились многолетние дружеские отношения с населением Дубовского, Зимовниковского и других районов Ростовской области, налажен культурный обмен. Калмыцкие национальные коллективы устраивают концерты для населения вышеназванных районов. Приглашают к себе гостей на национальные праздники, в частности на празднование дня Тюльпана.
Таким образом, дружба между казаками, калмыками и русскими выдержала многолетние испытания. Она осталась неразрывной, как три символических цвета на флаге Ростовской области – синий, жёлтый и красный.
В завершение мероприятия предлагаем вам информационную презентацию «Народы Дона».
Советуем прочитать:
Дронов, В.А. Бузавы : (очерк истории калмыцких станиц и хуторов Задонья) / В. Дронов.- Село Дубовское [Ростовская область], 2016. — 102 с., [6] л. ил.;
Тикиджьян, Р.Г. История и культура народов донского края и казачества / Р.Г. Тикиджьян . – Ростов-на-Дону. – 2010. – С. 294 – 307;
Шевченко С. А. Калмыки на юго-востоке Донского края // Донской временник. URL:
Спасибо за участие!