Библио-знакомство «Красный граф»

Алексей Николаевич Толстой – один из крупнейших советских писателей. Титан, классик, глыбища, третий Толстой, «красный граф» – так называли Алексея Толстого в Советском Союзе. Творческое наследие Алексея Толстого поражает разнообразием жанров. Через всю творческую жизнь пронес Алексей Толстой любовь к своей великой Родине, к русскому слову, к народной сказке.

Сочинения Алексея Николаевича полюбились поколениям читателей и были заслуженно включены в ряды классических произведений отечественной литературы. Исторические романы, сказки, научная фантастика и патриотическая публицистика – писатель не ограничивал себя в жанрах, постигая всё новые грани жизни и приобщая к этому постижению своих читателей. Однако жизненный и творческий путь Алексея Толстого был тернист и полон самых неожиданных поворотов судьбы.

Пролистаем страницы жизни и творчества Алексея Николаевича Толстого.

Алексей Толстой хорошо известен читателю как мастер короткой прозы. Его рассказы и повести любят люди различных возрастов и сфер интересов. За свою жизнь автор успел поработать в совершенно разных жанрах: в его библиографии встречаются и сказки, и фантастика, и крупные исторические романы. Через всю творческую жизнь пронес Алексей Толстой любовь к своей великой Родине, к русскому слову, к народной сказке. И эти чувства отражены в его произведениях, которые навсегда останутся в золотом фонде русской литературы.

Толстой, А. Н. Хождение по мукам: роман. Кн. 1-2 / Алексей Толстой. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2014. — 640 с. — (Азбука-классика).

Толстой, А. Н. Хождение по мукам: роман. Кн. 3 / Алексей Толстой. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2014. — 416 с. — (Азбука-классика).

Поразительный роман о гражданской войне автор определил так – это потерянная и возвращенная родина. Это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам – ощущение целой огромной эпохи, начинающейся кануном первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны. «Хождение по мукам», без каких-либо сомнений, самое важное произведение в творчестве автора. Эпопея состоит из трех романов, охватывающих период с 1914 по 1919 годы. То было страшное время Первой мировой и Гражданской войны в России, изменивших весь мир до неузнаваемости. Ужасы военных лет читателю предстоит пережить с четырьмя главными героями, чьи судьбы проведут нас по самым разным и непохожим закоулкам революции. Один будет воевать за красных, другой — за белых; одна вступит в тайную контрреволюционную организацию, а другая —  в боевую дружину батьки Махно. Война не раз сведет и разведет нити их судеб, поссорит и помирит, заставит сделать выбор — убить за идею или сохранить в себе человечность. «Хождение по мукам» это честная и оттого страшная история о гражданской войне, в которой едва ли можно одержать победу.

Считается, что первый том трилогии «Сёстры», написанный Толстым в эмиграции, разительно отличается по духу и настрою от двух последующих томов. Именно в нём прослеживается ностальгия писателя по Родине, что делает художественное достоинство романа субъективным. События книги разворачиваются на фоне непростых для нашей страны времён, символизирующих начало новой эпохи. Великолепное и, безусловно, масштабное произведение, в котором Толстой отобразил не только смутные события, предшествующие становлению новой России, но и показал, как эти события нашли отражение в жизни обычных людей, ищущих себя и смысл жизни в новых реалиях. Толстой писал первый роман будучи в эмиграции, поэтому текст получился своеобразной одой светской жизни русской интеллигенции времен заката Российской империи.

«Восемнадцатый год» (1928) вышел диаметрально противоположным. Началась война. 1914 год, людей погнали сражаться за Родину. Жизнь стала невыносимой, народ бедствовал, интеллигенты пили шампанское. Начались волнения, стачки. Пришло время выбирать.

«Хмурое утро» (1941), финальный роман трилогии, получился наиболее гармоничным. В нем в одинаковой мере рассказывается об общем состоянии дел в России и о частностях, о суровых судьбах людей, за которыми мы следим с самого начала войны. В то же время это и самый политизированный роман из трех. У автора и его героев уже не остается сомнений в том, что единственный правильный цвет — красный: «Он нас учил — для чего мне дадена эта винтовка… Воевать правду! Вот для чего она у меня в руке… » — а после этих слов идет зачисление персонажа в партию. Повествование перестает быть нейтральным и занимает одну конкретную сторону. Мировая революция — свет, а интеллигенция с друзьями-интервентами — тьма.

Толстой, А. Н. Петр Первый: роман: В 2 т. Т. 1 / А. Н. Толстой; вступ. статья и коммент. С. И. Кормилова; худож. Ю. В. Иванов. — Москва: Детская литература, 2003. — 382 с.: ил. — (Школьная библиотека).

Толстой, А. Н. Петр Первый: роман: В 2 т. Т. 2 / А. Н. Толстой; вступ. статья и коммент. С. И. Кормилова; худож. Ю. В. Иванов. — Москва: Детская литература, 2003. — 478 с.: ил. — (Школьная библиотека).

«Петр Первый» — эпохальный исторический роман, посвященный величайшему из российских монархов, художественная сила романа убедительна и притягательна для многих поколений читателей.
В начале книги — вступительная статья и комментарии С. Кормилова в которой он рассказывает как А. Н. Толстому пришла идея написания Петра I, как он работал над этой книгой, чтобы показать ту эпоху максимально реалистично, показать образ Петра и его сподвижников так, чтобы самый взыскательный читатель не усомнился в их подлинности… В комментариях дается более подробное уточнение исторических моментов, встречающихся в романе. Перед читателем открывается целый мир, поданный таким доступным языком, что даже человеку без воображения ничего не стоит перенестись в ту эпоху. Наглядно показаны, как нравы и обычаи того времени, так и процесс становления характера Петра, его увлечения, мысли и желания становятся понятны. все события, о которых мы наслышаны, раскрыты и объяснены. Захватывающе, разносторонне, всеобьемлюще описан один из самых удивительных в важных эпизодов в истории отечества.

Толстой, А. Н. Гиперболоид инженера Гарина: роман / А. Н. Толстой. — Москва: Вече. 2021. — 384 с. — (100 великих романов).


Отличная фантастика, которая по закрученности сюжета ничем не уступает современным романам. Много героев, вызывающих самые разные эмоции. Даже у отрицательных персонажей есть своя харизма, которая заставляет им сочувствовать.

Толстой, А. Н. Сорочьи сказки / А. Н. Толстой; ил. М. Белоусовой. — Москва: Наталис; Эксмо, 2007. — 120 с.: ил.

Интерес будущего писателя к русскому фольклору, к устной народной поэзии, к русским сказкам возник рано и происходил из его детских и юношеских впечатлений. В книгу включены произведения Алексея Толстого, созданные по фольклорным мотивам и вобравших в себя всю красивость и певучесть русского языка, самобытность и сказочность народного слова. 

По словам Алексея Толстого переработка народных сказок была долгой и сложной задачей. Из многочисленных вариаций русской и народной сказки он отбирал самые интересные, обогащенные истинно народными языковыми оборотами и удивительными сюжетными подробностями, которые могли пригодиться детям и родителям в освоении русской народной культуры, её истории.

Книгу «Сорочьи сказки» писатель завершает в 1910 году. Сказки из этой книги, благодаря усердию и настойчивости Толстого, часто публиковались в детских журналах того времени, таких как «Галчонок», «Тропинка» и многих других. 

Предлагаем ответить на вопросы по жизни и творчеству А. Н. Толстого.