Читая Некрасова

Уважаемые читатели!

Сегодня, 10 декабря 2021 года, мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова.

Рекомендуем к просмотру видео-ролик «Некрасов: интересные факты и биография поэта»:

Не будет преувеличением сказать, что Н. А. Некрасов является целой эпохой в истории отечественной литературы.

«Вершина его гения – рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у некрасовской поэзии своя собственная красота, свое озарение, своя, ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера и мечта, и доколе будет жить на земле и удивлять людские души пленительное русское слово, не померкнет слава одного из его прекрасных мастеров»,- писал А.Т. Твардовский.

Н. Ге Портрет Н. А. Некрасова. 1872.

Николай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства.

Образованные русские люди в то время искренне полагали, что у русского мужика никакого духовного мира нет и быть не может.

«Ну интересно ли образованному читателю знать, что Ерема ест мякину, а Матреша воет над павшей коровой. Право, все, что пишут о русском мужике, преувеличено. Какие это у него потребности могут быть к другой жизни? Он совершенно доволен и счастлив, если ему удастся в праздник опиться до опухоли брагой или до скотского состояния водкой». С этим высказыванием писателя и журналиста А. Дружинина были согласны очень многие.

И. С. Тургенев предрекал, что имя Некрасова быстро «покроется забвением», так как в его стихах «её-то, поэзии-то, и нет на грош». «Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю деревенщину. Это фальшь, которая режет ухо», — поучал поэта В. П. Боткин.

Именно Н. А.Некрасову Россия обязана осознанием той лжи, которую богатые и образованные возвели на русского крестьянина. Именно Николай Алексеевич первый увидел в крестьянах не «чернь» и «деревенщину», а  обычных людей, несправедливо  обреченных на крайне  тяжелую жизнь; людей, заслуживающих понимания, уважения и сочувствия.

Б. Кустодиев. Иллюстрация к стихотворению «Дед Мазай и зайцы».

Ни для одного автора раньше «низменная», обыкновенная жизнь простого, задавленного нуждой и рабством человека еще не была главным, постоянным предметом поэзии. Благодаря правде, беспощадной и обжигающей, на которую был способен Некрасов, благодаря его дару мастерски рисовать эту «низменную» жизнь красками точными и резкими, стихи поэта оказались неведомой ранее литературой, художественным открытием.

В. Серов Матрена Тимофеевна, героиня поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Сколько чисто русских картин находим мы в стихах и поэмах Некрасова — и всегда они окрашены в цвет печали, всегда они созвучны крестьянской нужде, рекрутским слезам, унылой ямщицкой песне, грустной колыбельной…

  Некрасова можно назвать летописцем народного горя. Его произведения «Кому на Руси жить хорошо» и «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и «Крестьянские дети», «Саша» и «Орина, мать солдатская», «Железная дорога» и «Несчастные», «Русские женщины» и «Дедушка»  представляют живую и подробную картину крестьянской России, ее нужды, вытягивающего жилы труда, варварства и рабства.

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал

Н. А. Некрасов не только писал о русском крестьянине, он писал языком, понятным крестьянам. Его стихи  словно бы вторят житейскому крестьянскому разговору, задушевной народной песне. Кажется, что его поэзии изначально присущ национальный склад. Некрасов открыл мир нашей бытовой жизни, как мир духовный и нравственный, найдя в этом сочетании русского быта и духовности истинную, бесценную красоту.

А. Пластов. Иллюстрация к поэме «Мороз, Красный нос».

В отечественной, да и в мировой, лирике немного найдется поэтов, которые бы, как Некрасов, рассказали столько житейских историй, составивших в совокупности то, что мы называем народным бытием; открыли столько людских судеб, составивших в совокупности народную судьбу.

И. Глазунов. Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос».

Наверно, в своем родовом Грешневе и позже в местах, где Некрасов охотился, он не только увидел людское горе, но и наслушался сочных разговоров, шутливых перепалок, затейливых словечек, насмотрелся старинных обрядов, искусных розыгрышей. Все это перешло в книги поэта:

 Ой! легка, легка коробушка,

Плеч не режет ремешок!

А всего взяла зазнобушка

Бирюзовый перстенек.

Много таких простонародных обычаев приоткрыл Некрасов, много обрядов — сватовства ли, похорон ли, начала ли жатвы, конца ли страды — обрядов, сложившихся в русской жизни за века, вывел он на свет.

…Саврасушка, трогай, Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много, В последний разок послужи!

Чу! два похоронных удара! Попы ожидают — иди!..

Убитая, скорбная пара, Шли мать и отец впереди.

Ребята с покойником оба Сидели, не смея рыдать,

И, правя савраской, у гроба  С вожжами их бедная мать…

Особая сердечность и какая-то виноватость перед другой душой, незащищенной и страдающей, воплотились в стихах Некрасова, обращенных к женщинам.

Но я всю жизнь за женщину страдаю.

К свободе ей заказаны пути;

Позорный плен, весь ужас женской доли,

Ей для борьбы оставил мало сил…

 Казалось, поэт торопился запечатлеть в стихах светоносные характеры своих современниц, какого бы сословия — «низкого» или «благородного» — они ни были. Крестьянка Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», Саша из одноименного повествования, Орина, мать солдатская, жены декабристов — княгини Волконская и Трубецкая из поэтической дилогии «Русские женщины», наконец, героини лирических признаний Некрасова — все эти образы отложились в нашем сердце, как родственные, дорогие.

Предлагаем вашему вниманию поэтический вернисаж «Есть женщины в русских селеньях…»

Некрасов умел находить поэзию в обыкновенной жизни да еще в такие времена, когда для миллионов русских людей она была подневольна и мрачна.  Поэт глубоко и всесторонне показал стихию народной жизни, внёс фольклорную составляющую в литературное творчество через широкое использование крестьянской лексики, разговорные интонации и песенные ритмы своих произведений.

В некрасовские стихотворения и поэмы органично вошли народная фразеология, диалектизмы, просторечная лексика. В этом Н. А. Некрасов проложил дорогу для В. В. Маяковского, А. А. Блока, А. Т. Твардовского и других поэтов ХХ века.

  Некрасовское наследие обогатило также музыку и живопись. Многие стихи поэта ещё при его жизни стали народными песнями, известными и сегодня («Коробушка», «Меж высоких хлебов…»…). Русские композиторы П. П. Бородин, П. И. Чайковский, Ц. А. Кюи, А. К. Глазунов, Д. Д. Шостакович охотно писали музыку на его тексты.

  В русской живописи с XIX века существует некрасовская тема, связанная, в первую очередь, с изображением русских просторов, крестьян-тружеников, крестьянских детей. Духу некрасовской поэзии созвучны работы В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова и других русских художников.

В завершение мероприятия предлагаем вашему вниманию виртуальную экскурсию канала Культура «Музей-квартира Н.А.Некрасова»

Спасибо за внимание.