Ты в этом мире не один

Тот факт, что человеку не хватает глаз, вовсе не означает, что ему не хватает зрения.

                                                                                                              Стиви Уандер.

Уважаемые читатели!

Каждый год 3 декабря весь мир, в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 октября 1992 года,  отмечает Международный день инвалидов.

Цели, ради которых этот день был провозглашен, — полное и равное соблюдение прав человека и участие людей с ограниченными возможностями в жизни общества.           

Важные факты.

Инвалидность является глобальной проблемой здравоохранения — она затрагивает каждого седьмого человека в мире. В какой-то момент жизни каждый человек может испытывать нетрудоспособность.

Инвалидность также является проблемой прав человека — люди с инвалидностью относятся к числу наиболее дискриминируемых людей в мире; они часто подвергаются насилию, предрассудкам, лишены свободы действия, а также сталкиваются с препятствиями в получении помощи.

Под дискриминацией людей с ограниченными возможностями понимается взаимодействие людей с нарушениями здоровья с ограничивающими их возможности факторами (такими как негативное отношение, недоступность транспорта и общественных зданий и ограниченная социальная поддержка).

Название «Международный день инвалидов» звучит не совсем  корректно. Во всем мире стараются не употреблять термин «инвалиды», а заменяют его термином «люди с ограниченными возможностями». И в России слово «инвалид» также постепенно вытесняется, а вот в названии Дня оно осталось.

Почему слово «инвалид» считается обидным? Слово invalid (немощный, болезненный) пришло к нам из английского языка. Когда-то оно не считалось оскорбительным. Но в современном мире мы стараемся, говоря о ком-то, в первую очередь называть его человеком, а уже потом говорить о его особенностях.

Например, в русском языке такое слово, как «заика», считается очень грубым. Ведь оно сужает личность человека до его диагноза. Как будто кроме речевой проблемы, у человека нет ни характера, ни профессии, нет таланта, отношений, достоинства личности. Вежливо говорить – человек с заиканием, человек с речевыми трудностями.

Проверь себя.

Интерактивное задание «Уважительный словарь».

Рекомендуем к просмотру:

Видеоролик » 10 правил этикета при общении с инвалидами» 

Предлагаем виртуальный показ литературы «Наперекор судьбе», в который включены книги, посвященные  людям с ограниченными физическими возможностями. Многие из героев этих книг обладают невероятной силой духа и живут такой насыщенной и интересной жизнью, что нередко их пример заставляет людей с «неограниченными» физическими возможностями задуматься о качестве и полноценности своей жизни.

«Наперекор судьбе».

Петросян М. Дом, в котором…: [роман]/ Мариам Петросян. — Москва: Livebook, 2013.

На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс – мудр. Для каждого в Доме есть своя кличка, и один день в нем порой вмещает столько, сколько нам, в Наружности, не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает. Дом хранит уйму тайн, и банальные «скелеты в шкафах» — лишь самый понятный угол того незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени. Дом — это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом — это их отдельная вселенная.

Мурашова, Е. Класс коррекции : повесть/Екатерина Мурашова.-Москва : Самокат, [2007].

Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей — отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

Дрейпер Ш. Привет, давай поговорим / Шарон Дрейпер. — Москва, 2012 (Вот это книга!).

У Мелоди фотографическая память. Она помнит все, что видела и слышала за одиннадцать лет своей жизни, а слова и звуки имеют для нее вкус и цвет. Она умнее всех в школе. Вот только никто об этом не догадывается. Учителя думают, что девочка не поддается обучению, и из урока в урок повторяют с ней первые буквы алфавита. Казалось бы, куда проще — объяснить окружающим, сколько всего ты знаешь, что любишь, чего хочешь. Но попробуй объясни, если тело совсем тебя не слушается и простая человеческая речь кажется недоступной роскошью… И все же скоро настанет день, когда Мелоди получит возможность произнести первые в своей жизни слова. Услышат ли ее?

Мойес Д. До встречи с тобой: [роман]/ Джодж Мойес. —  Москва, 2016.

Лу Кларк знает, сколько шагов от автобусной остановки до ее дома. Она знает, что ей очень нравится работа в кафе и что, скорее всего, она не любит своего бойфренда Патрика. Но Лу не знает, что вот-вот потеряет свою работу и что в ближайшем будущем ей понадобятся все силы, чтобы преодолеть свалившиеся на нее проблемы. Уилл Трейнор знает, что сбивший его мотоциклист отнял у него желание жить. И он точно знает, что надо сделать, чтобы положить конец всему этому. Но он не знает, что Лу скоро ворвется в его мир буйством красок. И они оба не знают, что навсегда изменят жизнь друг друга.

Литтл Д. Неуклюжая Анна/Джин Литтл. —  Москва, 2005.

Анна — неловкий, неуклюжий ребенок, посмешище дома и в школе. Свой особый, полный глубоких переживаний и серьезных размышлений мир она прячет глубоко внутри. Родители и  братья с сестрами любят Анну, но постоянно раздражаются её непонятной беспомощностью. Никто не знает, что у Анны очень слабое зрение…

Самарский М. Фукусима. История собачьей дружбы/Михаил Самарский. — Москва, 2014 .

У лабрадора Трисона появилось сразу двое подопечных — ветеран МЧС Владимир Петрович и немецкая овчарка Фукусима. Оба ослепли при сильном пожаре. С появлением Трисона их жизнь круто изменилась: Петрович начал выходить на улицу и наконец обрел свободу передвижения, а у Фукусимы появился настоящий друг. Благодаря преданности умного и сообразительного лабрадора мужчина и собака смогли снова радоваться жизни. И все бы хорошо, но только Трисону приходится периодически защищаться от вредного кота Фараона, помогать Петровичу налаживать личную жизнь и защищать Фукусиму от насмешек других собак.

Кутзее Д. М. Медленный человек/ Джон М. Кутзе́е. —  Москва, 2016.

Пол Реймент, герой романа, на полной скорости летящий по жизни и берущий от нее по максимуму, внезапно на одном из поворотов судьбы превращается из «человека-ракеты» в «человека-улитку», которого медленно затягивают в себя зыбучие пески одиночества. И лишь любовь, спасительная соломинка, способна не дать ему навсегда расстаться с миром живых людей. Вот только цена этой любви бывает чересчур высока… Роман, как всегда у нобелевского лауреата, автора «Жизни и времени Михаэла К.», «Бесчестья» и других шедевров мировой прозы, — о мире и человеке, о времени и судьбе, о вечных проблемах, от которых не отмахнешься, как от надоедливой мухи.

Кулидж С. Что Кейти делала/ Сьюзен Кулидж. —  Москва, 2015. —  (Лучшая классика для девочек).

Повесть, рассказывающая о нелегкой судьбе девочки Кейти, на долгие четыре года прикованной жестоким недугом к кровати и креслу, об истории духовного становления личности, наделенной талантом создавать вокруг себя атмосферу добра и чуткости.

Все представленные книги вы можете найти в фонде библиотек Ростова-на-Дону.

Спасибо за внимание.