Ростовская область – край огромного культурного многообразия. Здесь живут представители более ста народов и народностей. Уважение своего культурного наследия, и, в то же время, знание и уважение культуры других народов – важнейший признак современного человека. Приглашаем вас, уважаемые читатели, посетить виртуальный краеведческий час «В дружбе народов — сила Дона».
На блоге библиотеки Крупской уже проходили виртуальные мероприятия, посвященные культуре некоторых народов Дона: краеведческий час «Народы Дона» и краеведческий калейдоскоп «В дружбе народов–сила Дона». Сегодня мы продолжаем тему и приглашаем вас, уважаемые читатели, познакомиться с другими народами Донского края.
Турки и татары на Дону.
Татары и турки населяют Донскую землю с XV столетия, когда Османская империя захватила донской город Тану, основанный итальянскими купцами и построила на его месте крепость Азак (Азов).
С середины XVI века за Азов происходили ожесточенные сражения между подданными Османской империи (турками и татарами) с одной стороны и донскими казаками (а позднее и русскими регулярными войсками), с другой. Борьба за Азов закончилась в 1769 году, когда город был окончательно завоеван Россией.
Несмотря на многолетние войны, между казаками и их восточными соседями часто возникала крепкая дружба. В течение двух веков (с середины XVII до XIX) на Дону существовал целый район, заселенный татарами и ногайцами (ногайскими татарами) – Татарская станица. Местное население считалось казаками, сохраняя в то же время свою культуру и религию. В 1860 году жители Татарской станицы эмигрировали в Турцию, объяснив свое решение «недостатком женщин-мусульманок для заключения браков».
В Таганрогском округе до революции 1917 года также проживали крымские и поволжские татары, занимавшиеся огородничеством, и турки, занимавшиеся рыболовством.
На фоне ожесточенной борьбы донского казачества с турками и татарами, казачьи ряды постоянно пополнялись представителями этих народов. Довольно часто донские казаки привозили домой из походов в Турцию и Крым турчанок и татарок. От такого брака, например, родился Степан Разин. Другой пример — турчанка, ставшая бабушкой героя «Тихого Дона» Григория Мелехова.
Потомки смешанных браков, а также потомки осевших на Дону турок и татар носили соответствующие фамилии: Татариновы, Татаринцевы, Туркины, Турченковы. Среди известных личностей — донской атаман XVII века М. И. Татаринов, бригадный генерал США, уроженец Дона, И. В. Турчанинов (1822-1901).
Сегодня на Дону проживает около 14 000 татар и около 20 000 турок (в том числе турок-месхетинцев).
С 2003 года в Ростове-на-Дону работает Татаро-башкирский культурный центр «Якташлар».
Ежегодно в начале лета в Ростове-на-Дону «Якташлар» радушно принимает гостей и участников татарского национального праздника Сабантуй.
«Якташлар» также регулярно проводит встречи Нового года – Навруз, Дни татарской культуры, осенний Праздник гуся «Каз омэсе», Дни рождения Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Сэмбелэ – татарский народный праздник труда, Уныш Байрам – осенний праздник урожая и многие другие.
С 2011 года в Ростове открыт турецко-месхетинский культурный центр «Ахыска».
Основные задачи «Ахыски» — сохранение национальной культуры, воспитание подрастающего поколения на национальных традициях.
Проверь себя!
Спасибо за участие.
Советуем прочитать:
Тикиджьян, Р.Г. История и культура народов донского края и казачества / Р.Г. Тикиджьян . – Ростов-на-Дону. – 2010. – С. 294 – 307.
В мероприятии использованы копии открыток из комплекта: «Хоровод дружбы» / Фотографии Марии Ким. – Ростов-на-Дону, 2018.
Выполнила заведующий сектором Гусейнова Е. И.