Что новенького?

Есть книги, которые захватывают с первых страниц и заставляют забыть обо всем до последних строчек. А если эта книга ещё и игра, игра полезная, развивающая наблюдательность и сообразительность… Я думаю вы догадались о каких книгах мы поговорим на этот раз.

Это — многими любимый детектив.

Крупнейший теоретик жанра детективной литературы Георгий Анджапаридзе в книге «Детектив: жестокость канона и вечная новизна»  написал: «На протяжении многих десятилетий детектив находился в каком-то двойственном положении. Публика мгновенно раскупала и прочитывала эти книги, а подавляющее большинство критиков и издателей относилось к детективу, мягко говоря, скептически, считая его чем-то ненастоящим, пребывающим где-то на периферии литературы».

А позднее замечает: «Детектив занимает в культуре свое собственное место и ничто другое не имеет никаких шансов его заместить». И поклонников детектива в мире огромное множество.

Речь пойдет о хонкаку-детективах. Что же это такое? Хонкаку — мир японских интеллектуальных остросюжетных головоломок, построенных по строгим правилам классического детектива. За всю книгу читатель узнаёт ровно столько же информации, что и детектив-следователь. И у каждого есть шанс самому разобраться, кто же этот загадочный убийца.

Содди Симада является большим поклонником «классического детектива» и приложил массу усилий для того, чтобы возродить этот жанр. Он не только сам сочинял детективы (Содзи Симада написал более сотни книг, но в России переведены только три), но и активно помогал начинающим авторам, чьи произведения соответствовали правилам логической игры. Не даром его прозвали «крёстным отцом» жанра. Детективы его самого и его последователей назвали син-хонкаку – «новым хонкаку».

Симада, Содзи «Дом кривых стен» / Содзи Симада; [ перевод с японского С. Логачева]. — Москва: Эксмо, 2021. — 320 с.

В этой книге читателю предлагается поломать голову над вопросом: «Зачем нужно было строить такой причудливый дом?» А внутри этого дома, где как оказались не только стены кривые, но и пол под наклоном, с лестницами, не доходящими до стен. И населяют его не только живые люди. Есть в доме комната, которая заселена деревянными куклами. И не простыми куклами, а такими мистическими существами как голем. А еще там много различных пугающих масок с таинственными улыбками, развешенными по стенам. Согласитесь, тут и без убийств есть над чем призадуматься.

Думаю, что многие будут немного смущены японскими именами, но для этого Содзи Симада приготовил в самом начале книги список действующих лиц. Кроме этого в книге представлены еще и схемы комнат, дома и других важных улик, чтобы распознать убийцу.

Автор так интересно закручивает отдельные мини-сюжеты книги, что каждым своим штрихом заставляет читателя напряженно думать, логически выстраивать нужные цепочки. Это очень интересно и увлекательно. Порой от описаний этого по-хорошему загадочного места даже мурашки по коже идут. Обстановка и атмосфера книги таинственная и интригующая. Много чарующих и ярких образов. Загадки ( помимо главной, есть загадки заданные студентам в начале книги) и интересные, и сложные.

Удивить поклонника детективов с каждой прочитанной книгой все труднее, и это прекрасно, что есть авторы, которым это удается.

Симада, Содзи «Двойник с лунной дамбы» / Содзи Симада; [ перевод с японского С. Логачева]. — Москва: Эксмо, 2021. — 352 с.

С точки зрения детективной загадки в «Двойнике с лунной дамбы» все отлично. Содзи Симада, как обычно, создал умного преступника и полностью разгадать его замысел очень тяжело. Когда кажется, что все в этой истории уже понятно, сюжет неожиданно совершает крутой вираж, который переворачивает все с ног на голову.

Это предыстория сыщика-астролога Киёси Митараи, героя романа-головоломки «Дом кривых стен».

Человек пришел в себя на скамейке в совершенно незнакомом месте и постепенно понял, что ничего не помнит о прошлой жизни и вообще не знает, кто он такой. Кроме того, обнаружил, что вместо своего лица видит в зеркалах нечто вроде пунцовой дыни. Неизвестный принял имя Кэйсукэ Исикава. 
Не видя иной попытки выяснить хоть что-то о себе, он обратился к чудаковатому астрологу Киёси Митараи, заведя с ним приятельские отношения. Однако помогли вовсе не звезды, а случай. Воспользовавшись ключом, который обнаруживается случайно он обрушил на себя целый водопад шокирующих открытий. И разобраться в них сможет только Митараи, имеющий способности, о которых Кэйсукэ и не догадывался…

Интересно взглянуть на жизнь современных японцев изнутри в отличном переводе Сергея Логачева.  И конечно разгадать загадку, зная ровно столько же, сколько знает персонаж, расследующий преступление.

По словам, С. Эйзенштейна, детектив всегда привлекал читателя «тем, что это наиболее действенный жанр литературы. От него нельзя оторваться. Он построен такими средствами и приемами, которые максимально приковывают человека к чтению. Детектив – самое сильнодействующее средство, самое очищенное, оточенное построение в ряде прочих литератур. Это тот жанр, где средства воздействия обнажены до предела»