«Белоруссия родная, Украина дорогая…»

Уважаемые читатели!

Мы продолжаем цикл виртуальных мероприятий «15 республик-15 сестер»: к 100-летию СССР и приглашаем вас поговорить об истории двух славянских республик – Беларуси и Украины.

Разговор об истории Украины и Белоруссии стоит начать с глубокой древности, с эпохи Великого переселения народов (IV—VII н э.), когда   славянские племена, обитавшие ранее между реками Висла и Днепр, расселились по большой территории и  разделились на южных, западных и восточных славян.

Всего в начале IX века образовалось не менее 13 восточнославянских племен: кривичи, словене, дреговичи, радимичи, вятичи, волыняне, белые хорваты, бужане, древляне, поляне, дулебы, северяне, уличи и тиверцы.

Эти племена, как считают ученые,   разговаривали на одном языке, хотя и на разных диалектах. Каждое племя имело свой «град» — столицу или центр. У полян это был Киев, у словен – Новгород, кривичи считали своим градом Смоленск, половчане – Полотск, а древляне Искоростень.

В конце 10 века большинство восточно-славянских земель объединились при главенстве Киева, позднее распавшись на отдельные княжества, которые попали под власть Золотой Орды.

К началу 14 века в регионе укрепляет свою власть и способность противостоять Орде Великое княжество Литовское, которое и присоединило часть земель современных Беларуси и Украины. В 16 веке Великое княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в Речь Посполитую.

Для простых людей вход в состав Речи Посполитой только ухудшил их положение. Как и литовское дворянство, польское было не в состоянии защитить крестьянские поселения от нападения степняков, что не мешало им облагать крестьян  тяжелыми налогами.

Сложившаяся ситуация спровоцировала появление запорожского казачества. Уставшие от польского ига и постоянных нападений татар и турок мужчины стали уходить с насиженных мест и строить в недоступных местах военные поселения — Сечи.

Бунт против Речи Посполитой,  который поднял в 1648 г. казацкий лидер Богдан Хмельницкий, был важным событием в истории будущей Украины. Восставшим сопутствовал успех, и к концу года они взяли под контроль значительную  часть современных украинских земель. В 1654 году Хмельницкий заключил договор о присоединении казацких земель к Московскому царству. Эти земли позднее были названы Малороссией.

Речь Посполитая в результате внутренних противоречий и разрушительных войн ослабла и  в конце 18 века была разделена между Россией, Австрией и Пруссией. В результате   почти все белорусские земли оказались в составе Российской империи.

В это же время у Речи Посполитой было отвоевано Правобережье Днепра, которое было присоединено к  Малороссии. А в конце 18 века Российская империя присоединила  Новороссию (земли в нижнем течении Днепра, Приазовье и Крым).

После революции 1917 года Беларусь и Украина провозгласили независимость, несколько лет находились в германской оккупации,   и в 1922 году Украинская, Белорусская, Российская и Закавказская  республики  объединились в Союз Советских Социалистических Республик.

В СССР Украина занимала почётное место. Экономика УССР была одним из самых мощных экономических комплексов в составе Советского Союза. Украину  справедливо называли всесоюзной житницей и основным сборочным цехом.

Именно на Украине в 1965 году осуществилась мечта советского человека о настоящем «народном автомобиле». Здесь появился «Запорожец». Отличительной особенностью автомобиля стали большие воздухозаборники, которые в народе тут же окрестили ушами, от них Запорожец и получил своё прозвище —  «Ушастый».

На Украине был создан первый советский малоформатный фотоаппарат — ФЭД. Он выпускался в Харькове с 1934 года.

Кассетные и катушечные магнитофоны «Весна» производились на запорожском и киевском заводах  с 1963 года.

Киевский завод «Кристалл» выпускал калькуляторы – настоящие  вычислительные машины с  множеством функций.

Лучшим подарком для советского мужчины была бритва «Харьков». Производство их началось ещё в 1956 году.

Гордость  советского Днепропетровска — легендарные холодильники «Днепр».

В Днепропетровске  производили и долговечные зонтики марки «ЮМЗ», и тракторы, пахавшие чуть не на всей территории Союза, и ядерные баллистические ракеты.

Киевский завод «Авиант» (последнее название) за годы СССР выпустил тысячи самолетов. Легендарные «Аннушки», «Русланы», «Мрия» были гордостью советского самолетостроения. На счету Харьковского авиационного завода — почти тысяча знаменитых советских ТУ-134. 

В эпоху суверенитета Украина вступила без внешних долговых обязательств и особых проблем. Но разрыв хозяйственных связей, приватизация и неконкурентоспособность продукции постепенно обвалили мощную некогда экономику.

К  2014 году Украине удалось отчасти восстановить промышленность, но затем грянула «революция достоинства». С одной стороны,  открылись перспективы сотрудничества с рынком ЕС, а с другой  — возникли массовая трудовая миграция, кризис национальной банковской системы, ликвидация малых предприятий из-за неконкурентоспособности, рост безработицы, коммунальных тарифов, цен на энергоносители.

Сейчас экономика Украины представлена тремя основными отраслями — производством металлов, зерна и удобрений. Ни о каких высокотехнологичных отраслях, производстве ракет и самолётов, речь не идёт.

В отличие от богатой территорией и людьми Украины, Советская Беларусь занимала менее одного процента территории бывшего СССР и имела менее 4 процентов населения.

Тем не менее маленькая республика в 80-е годы производила 16 процентов общесоюзного производства тракторов, 14 процентов металлорежущих станков и автоматических линий, более 9 процентов телевизоров, 8 процентов радиоприемников, значительную часть производства электронно-вычислительной техники, приборов, сельскохозяйственных машин и автомобилей. Также на ее долю приходилось более половины производимых в СССР калийных удобрений и четверть химических волокон.

В последние годы существования СССР объем всей валовой продукции, производимой в Беларуси в расчете на душу населения, был сопоставим с уровнем экономик ряда стран Европы.

В отличие от большинства советских республик (в том числе и Украины),  Беларусь производила больше, чем потребляла. Так, в 1990-м БССР экспортировала продукции на 4,1, а импортировала на 2,1 миллиарда рублей.

На момент перестройки БССР была одной из самых развитых советских республик. В 1991-м по индексу развития человеческого потенциала Беларусь занимала 40-е место среди 174 стран мира и относилась к группе стран с высоким уровнем развития.

Распад СССР для Беларуси оказался очень болезненным. Потери экономических связей с неизбежностью привели белорусское народное хозяйство к глубокому экономическому кризису.

Последовательный экономический рост в постсоветской Беларуси начался с 1996 года, когда I Всебелорусским народным собранием были одобрены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996—2000 годы.

Особенностью социально-экономической модели развития Беларуси стал постепенный, «бесшоковый», переход к рыночным отношениям при активной регулирующей роли государства.

Белорусы сохранили  крупные предприятия и  квалифицированные кадры. Удалось обуздать и нормализовать инфляцию, не допустить обнищания и миграции населения. Земля осталась общенародной собственностью.

 Благодаря восстановлению экономических связей и тесному сотрудничеству с бывшими союзными республиками, ставшими уже теперь зарубежными партнерами, белорусская экономика, в отличие от других бывших советских республик,  избежала деиндустриализации.

Многие советские «бренды» сохранились в современной Беларуси.

Минские тракторы «Беларус» востребованы на всех континентах планеты.

Карьерные самосвалы «БеЛаз» — самые большие автомобили в мире — работают в Африке, Азии и даже в Австралии.

Минский автозавод, помимо грузовиков МАЗ, освоил выпуск автобусов.

Автобусы «МАЗ» в Польше.

Обувь «Белвест» пользуется устойчивым спросом в России и других бывших советских республиках.

Кондитерская фабрика «Коммунарка» отказалась менять свое название.

Беларусь продолжает выпуск холодильников («Атлант», бывшие «Минск»), газовых плит «Гефест» (бывшие «Брест»), знаменитой «молочки», а также создала новые популярные бренды – «Милавица», «Конте», «Белита» и другие.

Сегодня можно констатировать, что белорусская социально-экономическая модель, вопреки прогнозам многих экспертов, оказалась жизнеспособной и обеспечила стабильный экономический рост в течение длительного времени.

В  2020 году в рейтинге стран  по уровню ВВП на душу населения Беларусь заняла 65 место из 186 ( Россия – 51, Украина – 90-е место). При этом, по данным международных организаций, Беларусь входит в первую десятку стран мира с наименьшим социальным неравенством.

Спасибо за внимание!