Игра молодых

Уважаемые читатели! 8 ноября отмечается Международный день КВН (Клуб веселых и находчивых). Идея праздника была предложена президентом международного клуба КВН Александром Васильевичем Масляковым, а дата выбрана по причине того, что именно 8 ноября в 1961 году в эфир вышла первая игра Клуба веселых и находчивых.

Друзья, приглашаем вас на познавательно-развлекательный экскурс «Игра молодых», посвященный этому событию.

Идея создания телевизионного проекта, напоминающего чешскую телепрограмму «Гадай, гадай, гадальщик», родилась в 1957 году. Ее авторами были работник Центрального телевидения, профессор МГУ Сергей Муратов (умер в 2015 году), врач Альберт Аксельрод и инженер Михаил Яковлев. Вместе они придумали схожую по жанру и названию игру  ВВВ   «Вечер веселых вопросов».

Первый сценарий «ВВВ» написали Михаил Яковлев с Андреем Донатовым весной 1957 года. Редактором был Сергей Муратов, а ведущими   популярный композитор и замечательный острослов Никита Богословский и молодая актриса Маргарита Лифанова. Игра шла не с командами, как позднее в КВНе, а со зрителями. Передача имела большой успех, но вышла всего три раза. После накладки в прямом эфире она была снята. И только через четыре года после этого появилась идея игры КВН «Клуб веселых и находчивых». Авторам идеи хотелось, чтобы проект был сугубо телевизионным, поэтому такое название очень подходило: КВНом в те времена называлась марка телевизоров. Так на телевидении появилась развлекательная программа, в которой ежегодно определяется лучшая команда в состязании остроумия и находчивости.

Первая передача вышла в эфир 8 ноября 1961 года. В первом выпуске играли команды из Московского института иностранных языков и МИСИ. Авторы называли передачу «интеллектуальным футболом», поэтому определили, что от каждой команды должны играть по одиннадцать человек и двое в запасе.

Участники не знали, что будет происходить на сцене, и не могли подготовиться, поэтому почти всё было полной импровизацией. В конце года выявлялась самая остроумная и, что главное, находчивая команда.

Сценария передачи изначально не было, все конкурсы рождались спонтанно и правила игры совершенствовались постепенно. С 1968 года передачи КВН стали записывать, до этого они шли в прямом эфире. Среди первых ведущих были студенты ВГИКа Элем Климов, Александр Белявский, начинающие киноактрисы Наталья Защипина и Наталья Фатеева. Со временем сложился постоянный дуэт ведущих   Альберт Аксельрод и Светлана Жильцова.

Вместе с правилами по ходу игры возникали и новые конкурсы. В первом выпуске придумали конкурс капитанов, с разминкой зритель познакомился только на четвёртом, а на седьмом авторы представили публике домашнее задание. Чтобы окончательно определиться со всеми деталями, создателям КВН понадобилось полгода. Как потом признавались создатели, никто не ожидал, что игра выйдет за пределы экрана — но вышло так, что играть в КВН стали и в школах, и в пионерлагерях, и на заводах. А самой замотивированной оказалась молодёжь: у неё появился реальный шанс «попасть в телевизор». Лучшие из лучших получали приглашение сыграть в прямом эфире.

КВН-движение под песню Олега Анофриева «В урочный день, в урочный час» зашагало по всей стране. Где жили участники команды, не имело значения: важно было только уметь шутить. Главной особенностью игры был экспромт, поэтому даже талантливые актёры не могли «выехать» на домашних заготовках и чужих трудах авторов.

В 1964 году из программы ушел Альберт Аксельрод и руководство стало срочно искать замену. Новым ведущим стал Александр Масляков. Студент Московского института инженеров транспорта сам в КВН не играл, но команду своего ВУЗа активно поддерживал. Именно дружба с участниками совершенно случайно занесла его на телевидение.

Телевизионному начальству обаятельный Масляков понравился, и они оставили его работать в молодёжной редакции. Так с лёгкой руки руководства его определили в пару к Светлане Жильцовой, с которой он вёл КВН несколько лет.

В 1971 году программа была закрыта руководством Гостелерадио СССР. По словам старожилов Клуба, это произошло потому, что программа не нравилась тогдашнему председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину. Фактической причиной закрытия стало чрезмерное острые шутки участников передачи.

Начиная со второй половины 1970-х годов Александр Масляков вновь начал появляться на экране. Программы с его участием «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», «Алло, мы ищем таланты» и некоторые другие тогда были очень популярны.

В 1986 году заведующий отдела молодёжной редакции телевидения и по совместительству бывший капитан команды КВН МИСИ Андрей Меньшиков предложил вернуть игру на экран. Идею Меньшикова поддержали, и программу пригласили вести старых знакомых — Жильцову и Маслякова. Но ведущая возвращаться уже не захотела. Тогда единственным и бессменным ведущим стал Александр Васильевич Масляков.

25 мая 1986 года вышла в эфир первая игра возрожденного КВН. Состязались команды инженерно-строительных институтов Москвы и Воронежа. Премьерный сезон прошёл в актовом зале МИСИ, а в следующем году клуб переехал в Московский Дворец Молодёжи, где задержался на пятнадцать лет. В начале 2000-х в помещении начали проводить набирающие популярность мюзиклы, которые шли по два раза в день. Съёмки КВН оказались под угрозой. Выручил игру Центральный Академический театр Российской армии, в котором клуб прописался с 2003 года.

После возрождения у клуба появилась новая песня, которую написал Владимир Шаинский на слова участника одной из команд — «Мы начинаем КВН». В новом КВНе все было по — новому: новые конкурсы, система оценок, структура передачи и приемы телевизионного показа. Первым чемпионом стала команда Одесского государственного университета.

Тогда же появился на свет всем известный ныне талисман Клуба Веселых и Находчивых. Придумал его тоже КВНщик, художник из команды МИСИ Дмитрий Скворцов. Имени у талисмана еще не было, и Александр Масляков предложил зрителям присылать в редакцию варианты. Из восьми предварительно отобранных вариантов было определено имя веселой птички и талисмана КВН  Кивин. Вначале талисман был переходящим,  его вручали на хранение каждой вновь выигравшей команде, но потом стали вручать чемпионам.

В КВН играют по разным правилам, порой они могут меняться прямо во время игры, но есть правила, которых придерживаются в любом случае. В КВН играют командами, которые должны содержать не менее двух членов. У каждой команды должен быть капитан. Игра должна быть поделена на отдельные конкурсы. Каждый конкурс должно оценивать жюри во главе со своим председателем. В КВНе продолжаются традиции первых игр, хотя конкурсы «Визитная карточка» или «Приветствие», «Разминка», «Биатлон», «Конкурс капитанов», «Музыкальный конкурс», «Домашнее задание»  стали обязательными. Иногда проводятся такие конкурсы, как «Выездной», конкурс СТЭМов (студенческих театров эстрадных миниатюр) и др.

Кроме самих игр ежегодно проводятся фестиваль команд КВН (проходит в г. Сочи), музыкальный фестиваль КВН, летний кубок КВН, международные товарищеские игры в КВН (сборная КВН играет со сборными других стран).

КВН ныне охватывает не только страны бывшего СССР, но и весь мир. С 1986 года- времени возрождения легендарной игры-  только в высшей лиге КВН сыграло больше сотни команд. Сейчас каждый вуз считает почетным иметь свою команду КВН, в КВН играют в школах и на производствах. В эту игру приходят академики и рабочие, бизнесмены и учителя. В одной команде и на одной сцене могут играть и первоклассники, и 60 летние.

Принято считать, что весь современный юмор на российском телевидении вырос из КВН, поскольку в нём играли создатели множества передач и сериалов — от «Интернов» до шоу «Танцы». Однако многие более возрастные именитые актёры, режиссёры, продюсеры тоже когда-то были участниками клуба. Игра в КВН для многих становится профессией, а многие благодаря игре связывают жизнь с театром и телевидением.

Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов с детства мечтал стать актёром. Его вдохновляло творчество Аркадия Райкина, и сразу после школы в 1962 году он подал документы во все театральные вузы Москвы. И везде провалился. Пришлось идти в МИСИ им. Куйбышева. Но кто же знал, что именно строительный институт станет одной из первых звёзд только что образованного Клуба Весёлых и Находчивых?

Вместо учёбы Хазанов всё своё время проводил в студенческой самодеятельности и сразу же был принят в команду КВН, быстро став её лидером. Свой первый и, наверное, один из самых известных образов студента кулинарного училища Хазанов именно для институтской сцены. Непутёвый, но такой трогательный студент мгновенно запомнился публике.

На КВНовской сцене Хазанова увидел педагог Государственного училища циркового и эстрадного искусства Сергей Каштелян. На следующих приёмных экзаменах он сидел в комиссии и поспособствовал зачислению КВНщика. В 1965 году Хазанов триумфально стал студентом циркового училища.

Леонид Якубович

Леонид Якубович, в отличие от Хазанова, поступил в театральные вузы Москвы сразу, причём в три одновременно. Но отец запретил ему идти в актёры, пока он не получит «приличную», пригодную для жизни профессию. Только потом, по мнению родителя, можно было и кривляться на сцене.

Так Якубович стал студентом Московского института электронного машиностроения. Но артистический талант требовал выхода, поэтому молодой человек стал пропадать в Театре студенческих миниатюр. Тогда же Якубович познакомился с КВН.

Однако команде его института было далеко до команды МИСИ. Недолго думая, студент перевёлся в строительный институт. На новом месте его ждала встреча с Геннадием Хазановым, с которым они будут дружить ещё много лет. Даже после ухода друга в цирковое училище Якубович преданно играл в КВН много лет.

КВН определил дальнейшую судьбу Якубовича: его пригласили работать в молодёжную редакцию на Центральном телевидении. Правда, случилось это не сразу: окончив институт, по просьбе отца Якубович пошёл работать токарём, а потом — электромонтажником на завод. Будущий телеведущий спасался от нелюбимой профессии, продолжая играть в КВН. Только в конце 1970-х Якубович решился всё бросить и попробовать себя на телевидении.

Аркадий Инин

Похоже судьба сложилась у драматурга и сценариста Аркадия Инина. После окончания школы он по совету отца поступил в Харьковский политехнический институт. Став студентом, молодой человек сразу же влился в местные творческие круги и стал играть за институтскую команду КВН. Инин не только участвовал, но и сочинял пародии и сценки — наконец-то его писательский талант оказался востребован.

Для Инина КВН не был простым развлечением, и он вполне серьёз переживал встречу в полуфинале сезона 1965–1966 года с командой «Волга-66» из Горького (нынешний Нижний Новгород).

Несмотря на увлечённость сценой, Инин восемь лет проработал инженером. Всё это время он играл в КВН и не переставал писать, иногда выходя на сцену в роли ведущего мероприятий. Спустя годы Инин решился кардинально изменить свою жизнь и поехал поступать во ВГИК на кинодраматурга.

Юлий Гусман и Тимур Вайнштейн

Благодаря телевидению КВН быстро стал популярным на территории всего СССР. В 1964 году в Баку стали показывать телевизионные программы из Москвы. Азербайджанских зрителей сразу же покорили две развлекательные передачи советского телеэкрана.

«Голубой огонёк» был очень милым и симпатичным (тогда, по крайней мере), а вот от КВНа город сошел с ума. От мала до велика — все просто обалдели, увидев этих остроумных, смелых, весёлых и жизнерадостных студентов. Это была совершенно новая поросль молодых людей. Город буквально заболел КВНом. Меньше чем через год в Баку были десятки команд. В КВН играли, как мы потом пели в песне, в детских садах и школах, в вузах и воинских частях, местах заключения и академических институтах, на заводах, фабриках и нефтепромыслах. Будучи студентом Азербайджанского Медицинского института по специальности «Психиатрия», Гусман тоже решил собрать команду. Благодаря ему зритель увидел «Парней из Баку» — будущего основного конкурента московской и одесской команд КВН.

Зрителей пленило не только обаяние и юмор команды, но и внешний вид участников: впервые в КВН все игроки были одеты в созданную специально для игры форму. Проявив себя на сцене, дипломированный психиатр Гусман резко решил изменить карьеру и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров Госкино СССР, после чего вернулся снимать кино в Баку.

Некоторое время «Парни из Баку» оставались в памяти лишь преданных поклонников КВН, пока в конце 1980-х команду не возродило следующее поколение азербайджанских юмористов. Молодые студенты воспользовались старым названием и вдохнули в команду новую жизнь, став чемпионами в начале 1990-х. Художественным руководителем обновлённого состава команды стал Тимур Вайнштейн, один из самых известных сегодня телевизионных продюсеров. Как и Гусман, Вайнштейн получил медицинское образование в Баку, а потом в Москве выучился на режиссёра.

С 2015 года он занимает пост генерального продюсера телеканала НТВ, а с 2020-го входит в топ-менеджмент видеосервиса Premier — одного из крупнейших производителей контента для развлекательного телевидения.

Валерий Хаит и одесситы

Одесса с самого начала была ярко представлена в клубе. За время существования «КВН» три команды из этого города становились чемпионами высшей лиги — «Одесские трубочисты», «Деловые люди» и «Одесские джентльмены». Интересно, что последним чемпионом перед закрытием стали «Деловые люди», а первым после возрождения — «Одесские джентльмены», таким образом подхватив эстафету у земляков.

Все три команды объединил один человек — известный в Одессе драматург, поэт и сатирик Валерий Хаит. В 60-х он был капитаном команды, а потом стал художественным руководителем.

Став чемпионами в сезоне 86/87, одесситы в очередной раз доказали, что и десять лет спустя их юмор — лучший. А летом, после очередной победы, Хаит пригласил участников команды КВН на профессиональную эстраду: он организовал при Одесской филармонии юмористический театр «Клуб одесских джентльменов». В первом сезоне новоиспечённые актёры показывали номера из КВН, вырезанные цензурой перед трансляцией на телевидении. С этой программой театр исколесил весь СССР.

Старший сын Валерия, Евгений, играл с отцом в КВН, потом снимался в «Джентельмен-шоу», а в последние годы продвигает свой музыкальный проект «Хаит +5», где сам и поёт. Младший сын Ростислав зрителю знаком по основанному им вместе с друзьями проекту — «Квартет И».

Одесса считалась столицей советского юмора, поэтому символично, что именно на ней закончился первый этап КВН и началась новая эра в жизни клуба. Именно обновлённая версия КВН открыла участников, которые стоят почти за всеми современными юмористическими программами и сериалами.

Друзья! В КВН играют и жители нашей области. К сожалению, больших успехов в высшей лиге, они не добились. В заключение экскурса предлагаем вам фрагмент выступления команды КВН «Евразы» (Ростовский Государственный медицинский университет).

Спасибо за внимание!

Материал подготовлен на основе информации открытых источников