Константин Верецкий

Уважаемые читатели!

7 февраля Русская Православная церковь отмечает День новомучеников и исповедников Церкви Русской  — праздник в честь святых Русской православной церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.

15 октября 2018 года на заседании Священного Синода РПЦ было решено включить в «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» ростовского священника Константина Верецкого.  Иерей Константин стал первым ростовчанином, канонизированным в масштабах всей Русской православной церкви.

Константин Верецкий родился 21 мая 1874 в селе Пятихатки в  Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровской области), в семье священника. Его отец, дед, прадед, а также братья избрали путь служения церкви.  Отец Константин стал священником уже в пятом поколении.  Верецкие служили в Ростове-на-Дону  и в уездах Екатеринославской Епархии.

Отец Константин.

Вскоре после рождения мама повезла Константина в Таганрог, где в то время жил праведный человек Павел Стожков. Верующие люди приезжали издалека, чтобы увидеть Павла, побеседовать с ним. Праведник благословил будущего священника в младенческом возрасте. Примечательно, что в 90-е годы прошлого века Павел Стожков был канонизирован Русской Православной Церковью как Павел Таганрогский.

Праведный Павел Таганрогский

Во время учёбы в Екатеринославской Духовной Семинарии Константин блестяще изучил богословские науки, и семена веры, заложенные в детстве родителями, дали прекрасные всходы. Священником отец Константин стал только в 37 лет,  получив большой опыт преподавательской деятельности. После окончания в 1898г. семинарии отец Константин был назначен законоучителем церковно-приходских школ Екатеринославской епархии.

 В 1900 г. он стал заведующим железнодорожным училищем при ст. Ясиноватая Екатеринославской железной дороги, одновременно преподавая там Закон Божий. В 1907 г. его назначили преподавателем гимназии Фовицкого. Впоследствии он преподавал Закон Божий  в нескольких учебных заведениях  г. Одессы.

Отец Константин часто приезжал в Ростов, где служили его дяди и братья. в Николаевском храме он увидел Евлампию Ивановну Орлову. Ей было тогда 22 года, а ему 23 года.  В 1911 году, в храме Казанской иконы Божьей Матери г. Ростова-на-дону  отец Константин и Евлампия обвенчались. В приданое Евлампия Ивановна получила родительский дом на Пушкинской, 33. Отец молодой жены, Иван Николаевич Орлов, использовал все свое влияние, чтобы молодые жили в нем. По делам благотворительности Орлов хорошо знал епископа Симеона, и сумел добиться перевода отца Константина в Ростов, третьим священником в храм Всех Святых г. Ростова-на-Дону, куда он и был переведен 18 июня 1913 года.

Пасху 1913 года отец Константин и матушка Евлампия Ивановна отпраздновали уже в своем доме на Пушкинской, 33. Этот дом находился в 15 минутах ходьбы от церкви Всех Святых, что было очень удобно для Верецкого, который любил пешие прогулки.

 Храм находился на городском кладбище, существование которого связывалось с истоками развития Ростова. Здесь находили упокоение ростовцы, которые строили свой город, любили его и старались сделать прекрасным для будущих поколений. Склепы и надгробия стояли как дворцы в прекрасном саду. Использовался черный, белый, розовый мрамор редкого оттенка. Надмогильные плиты отливались на Луганском чугунолитейном заводе, ограды вокруг могил были настоящего каслинского литья — их заказывали на Урале. На центральной аллее были установлены скамейки для отдыха, и даже уличные фонари. Ростовцы не жалели средств на сохранение памяти предков…

Храм во имя Всех Святых

 Прихожане храма Всех Святых были состоятельными людьми. К приходу относилось 500 дворов. Православных прихожан насчитывалось 3887 человек. По сословиям — духовенство, военные, статские, купцы, мещане, цеховые и прочие городские обыватели, крестьяне. Настоятелем храма Всех Святых был отец Иоанн Жежеленко.

 Когда отец Константин начал свое служение в храме, на его проповеди стало собираться много народа. Он очень хорошо говорил. Отец Иоанн сначала чувствовал некоторую ревность к новому священнику, но отец Константин обладал таким тактом и любовью к людям, что настоятель постепенно с ним смирился. Кроме того, проповеди отца Константина стали привлекать больше людей, иногда просторная церковь едва могла вместить желающих принять участие в богослужении.

 За короткое время отец Константин сумел создать при храме настоящую православную общину. Всехсвятский храм располагала незаурядной библиотекой. Отец Константин сам любил читать, и приучал к этому прихожан. Он справедливо считал, что чтение книг развивает интеллект и благородство в человеке. Все прихожане Всехсвятского храма знали друг друга по имени, старались помогать друг другу. А центром общины был конечно же отец Константин.

В это время в семье Верецких произошло несчастье – умер брат отца Константина, иерей  Иоанн Верецкий. В 1915 году осиротевшая семья переезжает в Ростов-на-Дону к родному дяде, Константину, который становится им вместо отца. Дети безумно любили отца Константина. Его слово было для них законом. Семья Верецких поселяется на Шестой улице, недалеко от Всехсвятского храма, купив дом, ныне Варфоломеева № 182.

По воспоминаниям внучатой племянницы, дом был большой, с внутренним двориком, увитом диким виноградом и розами, и мог вместить всю большую семью: и семью покойного о.Иоанна с четырьмя дочерьми, вдовой, ее  престарелым отцом и двумя тётушками и семью самого о. Константина. Помимо четырёх приёмных детей отец Константин воспитывал и родную дочь Елену.

Когда началась Первая Мировая война (тогда ее называли Великой), священник Верецкий сразу начал говорить на проповедях, что на Россию ниспослано огромное и тяжкое испытание. Прихожане собирали помощь для нужд Русской армии, навещали раненых, которые лечились в ростовских госпиталях.

Когда в Петрограде произошел большевистский переворот, Константин Верецкий в своих проповедях назвал его наказанием для всего православного народа. Отец Константин говорил, что большевики разрушат не только церковь. Они раздавят и разграбят кладбище, дети на разрушенных могилах будут играть черепами, а мрамором с надгробий начнут украшать театры и памятники революционерам. Все в точности так и произошло в годы советской власти…

Когда на Дону началась гражданская война, отец Константин бесстрашно обличал в храме «новый порядок», предсказывал, к чему  это может привести.

9 февраля 1918 года белые офицеры-добровольцы оставили город без боя, начав отчаянный «ледяной поход» на Кубань. В Ростов вошла «социалистическая армия» Рудольфа Сиверса. На улицах было пусто, ростовцы попрятались в своих домах. А 10 февраля, в субботу, отец Константин как обычно собрался идти в храм. Обеспокоенная матушка Евлампия Ивановна просила мужа, чтоб он оставался дома, ведь их маленькая дочь все время плакала. Но Константин Верецкий сказал, что накануне он обещал отслужить требы своим прихожанам и не может их подвести. И еще он попросил жену, чтобы она его поняла и отпустила. В такие дни он должен быть в храме.

 Красные отряды заходили в город с запада, со стороны реки Темерник. Одной из первых ростовских церквей на их пути был храм Всех Святых.

 События этого страшного дня хорошо известны  со слов регента хора Всехсвятского  храма, описавшего всё это в газете уже после ухода большевиков. Отряды красноармейцев в тот день только вступили в Ростов, и не успели их первые части пройти все улицы Нового Поселения, как десяток красногвардейцев ворвался в сопровождении нескольких местных женщин и двух пьяных мужчин в дом отца Константина через  чёрный ход, пройдя целый лабиринт лестниц и закоулков.

Ворвавшись прямо в столовую, где отец Константин обедал с семьёй,   красноармейцы приказали идти вместе с ним.  Семья почти лишилась чувств. Отец Константин встал и сказал: «Вот, пришли мои убийцы, помолимся»,  благословил старуху мать, жену, детей и в сопровождении красногвардейцев вышел из дома уже с парадного входа. Вокруг дома собралась большая толпа. По Братскому переулку о.Константина повели в сторону степи. Отвели его на окраину Нового поселения, где тогда сваливали нечистоты. Сопровождавшая  их толпа женщин кричала: «Так ему и надо».

Арест патриарха Тихона. Ф. Москвитин

Пропустив отца Константина вперёд, красноармейцы дали залп. С убитого тотчас сняли сапоги, сделали ещё три контрольных выстрела, и оставили лежать на улице.

Автор «Вечернего Ростова » А. Оленев рассказывает о гибели отца Константина Верецкого немного по-другому. «В тот февральский день отец Константин, как обычно по субботам, служил в храме. Солдаты одного из красных отрядов вломились в храм и силой вытащили священника из церкви. В последний момент отец Константин успел причаститься. Он не сопротивлялся своим палачам, не просил пощады, а спокойно стал у церковной ограды, глядя в лицо своим убийцам. Отца Константина расстреляли на глазах у прихожан».

Похоронили отца Константина на кладбище возле храма Всех Святых, где он служил. Позднее на месте его гибели был построен памятник-часовня, которую снесли в хрущёвские времена.

Храм Во имя Всех святых, в котором служил отец Константин, взорвали в 60-х годах XX века. Сегодня храм находится в маленьком временном здании и в честь отца Константина называется Константиново-Всехсвятским.

 Рекомендуем прочитать:

1.Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф., Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону. – Ростов н/Д, 2013. — С.78

2.Оленев, А. Житие и погибель Константина Верецкого// Вечерний Ростов. – 2016. – 1 сентября. – с. 2.

3. Верецкий К. А. // Древо: открытая православная энциклопедия: Эл. ресурс. — Режим доступа:   https://drevo-info.ru/articles/13678216.html

4. Священник Константин Верецкий // Константино-Всехсвятский храм. — http://hramvsrostov.cerkov.ru/svyashhennik-konstantin-vereckij/

Спасибо за внимание!