«Лицея день заветный»

Уважаемые читатели!  19 октября отмечается День лицеиста.  Именно 19 октября 1811 года открылся Императорский Царскосельский лицей, в котором воспитывались Александр Пушкин и многие другие люди, прославившие Россию. В 2021 году Царскосельский лицей  отмечает 210- летие.

Это учебное заведение было сорганизовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем.  Царскосельский лицей был создан таким, что в нём применялись передовые методы воспитания и образования детей. В нём давали не только среднее, но и высшее образование.

Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель.  

Лицей основали в 1811 году, в первый период царствования Александра I.  В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей. Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца. Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.

Посмотрите,  как это было.

https://youtu.be/TVSwalOc9yk

Царскосельский лицей имел свой герб. Он включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости. В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы». Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности.  За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.

В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие. На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.

Воспитанники жили на четвёртом этаже.  Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.

Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате. Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.

Для обучения принимали дворянских детей в возрасте 12 — 13 лет. У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы». При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе.  Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.

Программа обучения была лично составлена Михаилом Сперанским. В ее состав входили: русская словесность; гимнастика; иностранные языки; исторические дисциплины; математика; изящные искусства; нравственные дисциплины. Образование воспитанникам давалось разностороннее. Это было одной из основных идей, применяемых в воспитании лицеистов. После окончания учебного заведения выпускник мог работать и в гражданской и в военной сферах. В этом образовательном учреждении неукоснительно соблюдался распорядок дня. Согласно ему, уроки длились в течение семи часов. После их окончания были игровые занятия, прогулки, гимнастика. Несмотря на строгий распорядок дня, лицеисты не ощущали давления. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые они посылали родным. Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:

6:00 – подъем и утренняя молитва;

7:00 – 9:00 – занятия;

9:00 – 10:00 – чай и прогулка;

10:00 –12:00 – занятия;

12:00 – 13:00 – прогулка

13:00 – обед;

14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;

15:00 – 17:00 – занятия;

17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;

20:30 – ужин, чтение, игры;

22:00 – молитва и отход ко сну.

В лицее была собрана библиотека, в которой имелось более 800 томов, относящихся к философии, литературе, политической экономии, собрано множество стихов. Это было значительным богатством, так как в это время в России ещё не было общественных библиотек. Первая из них,  Императорская Публичная библиотека,  была учреждена только через три года после открытия лицея.

Самым известным лицеистом без сомнения является Александр Сергеевич Пушкин.  Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, родители решили отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени Александр уже получил домашнее образование, и теперь необходимо было определиться, куда именно ему поступать. В обществе все ждали открытия нового учебного заведения — Лицея, идея основания которого принадлежит императору Александру I. Он задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учить детей дворян и готовить их к государственной службе. Лицей должен был расположиться под Петербургом в Царском Селе — загородной резиденции императора.

Отвезти двенадцатилетнего Александра Пушкина из Москвы в Петербург вызвался родной дядя Василий Львович Пушкин. Юный Александр, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом.

У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. Александр Пушкин занимал комнату под №14.

Во время публичного экзамена при переходе с начального курса на окончательный Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Произведение пятнадцатилетнего юноши потрясло слушателей. Присутствовавший на экзамене Г.Р. Державин, носивший тогда неофициальный титул «первого русского поэта», со слезами восторга объявил юного стихотворца своим преемником и хотел обнять его, но Пушкин в смущении убежал в Царскосельский сад. С этого дня и началась слава Пушкина. Уже в лицейские годы он стал признанным поэтом.

В лицее Пушкин обрел самых близких друзей. Друзья любили Пушкина за доброту и отзывчивое сердце, за легкость и остроумие. Однако вспыльчивость, насмешливость Александра приводили ссорам и даже чуть ли не дуэлям. Все лицеисты имели прозвища. У Пушкина их было целых 3. Так за безупречное, изящное владение французским языком его называли «Французом», за резвость, непоседливость и говорливость — Сверчком. Позже ему дали прозвище «Смесь обезьяны с тигром» за то, что он был ловок и похож походкой на обезьяну, а в моменты ярости походил на тигра. Ивана Пущина за излишнюю французскую романтичность и большой рост прозвали «Большой Жанно», Вильгельма Кюхельбекера – «Кюхля». Константина Данзаса прозвали «Медведем» за спокойный вид, размеренность и неторопливость, поэта Антона Дельвига — «Тосей», а Александра Горчакова — «Франтом».

Первый выпуск  в Царскосельском  лицее , впоследствии названный пушкинским,  был богат на талантливых, выдающихся людей.  Среди них — дипломат А. М. Горчаков, поэты А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин, декабрист И. И. Пущин. Некоторые из выпускников стали известными поэтами. Во время выпуска Пушкина директором был Энгельгарт. Он подарил всем по чугунному кольцу, которое символизировало крепкую дружбу. Поэтому весь первый выпуск называл себя «чугунным». Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…

Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года, когда произошло  Восстание декабристов. В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.

В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

А теперь приглашаем вас на видео-экскурсию  в Царскосельский  лицей.

https://youtu.be/Vl7O49QCkqA

Спасибо за внимание!