Василий Нечитайлов — новопоселенский художник

Уважаемые читатели! Приглашаем вас поговорить об одном из старейших районов нашего города –Новом Поселении, а точнее об уроженце  «Нахаловки» Василии Нечитайлове, биография которого, практически не известна в его родном городе. Давайте знакомиться с незаслуженно забытом земляком.

Василий Николаевич Нечитайлов родился 11 августа 1888 года. Его родители, сельский учитель Николай Васильевич и Анна Ивановна Нечитайловы, жили в Ростове-на-Дону, на Шестой улице (сейчас это улица Варфоломеева).  Детство и юность будущего художника прошло на Новом поселении, в ростовском просторечии – Нахаловке. Этот дом сохранился до нашего времени.

В  начале ХХ века Василий Николаевич  уехал учиться живописи в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Своим главным учителем считал М. В. Нестерова.

Окончание Академии художеств и начало творческой карьеры оказались прерваны 1-й мировой войной. Василий Нечитайлов уходит на фронт. В Василий Николаевич служил в казачьих частях в Российском экспедиционном корпусе на территории Персии. Результатом знакомства с историей и культурой Персии в период военной службы стал сборник иллюстрированных эссе «Иран: Легенды и миниатюры» (1919 г.)

Художник участвовал в Гражданской войне на стороне Добровольческой армии, В 1919 году Василий Николаевич покидает родной город навсегда. Как и у большинства других участников Белого движения, впереди у него — эвакуация из Крыма и полная лишений жизнь эмигранта сначала в Турции, а потом в Болгарии.

Работал школьным учителем, писал очерки для русской прессы и картины.  В поисках средств к существованию, он возвращается к довоенной профессии художника, проводит несколько выставок-продаж своих работ. В сентябре 1923 Нечитайлов провел персональную выставку в Софии. В 1924 г. Василий Николаевич перебрался во Францию. Работая маслом и акварелью, Нечитайлов вскоре приобрел славу признанного пейзажиста и портретиста. Писал преимущественно городские пейзажи и марины. Первая выставка во Франции состоялась в январе 1926, вторая ‒ в апреле того же года. Несколько картин было приобретено местным музеем.

В 1936 году  Нечитайлов  переехал в Италию и, по совету своего приятеля,   вначале 1940-х поселился на побережье, в городе Амальфи.  В это время наметился религиозный поворот в жизни и творчестве художника.  В 1940  Василий Николаевич  принял католичество и был включен в состав русско-католического прихода в Риме, единственного прихода в Италии с богослужениями на славянском языке. Василий Николаеевич постепенно приобретает известность в Италии. В основном художник писал на религиозную тематику для местных католических церквей и приходов. Эти картины и сегодня украшают главные храмы побережья и анонсируются в современных путеводителях. В 1947 художник завершил большое полотно «Пьета», которое было приобретено Папой Пием XII для коллекций Ватиканских музеев. В течение пяти лет (1950-1955) создавалась самая известная религиозная картина художника – «Чудесный лов (Призвание апостола)», посвященная апостолу Андрею Первозванному. Эта картина украшает кафедральный собор Амальфи, в крипте которого почивают мощи апостола Андрея.

В последующие годы художник исполнил картины «Мадонна Иммаколата» («Амальфитанская Мадонна»), «Рождество Христово» и «Благовещение» для Русско-каталической церкви св. Антония в Риме.  Для собора г. Позитано были созданы композиции «Прибытие иконы богоматери в Позитано» и «Коронование [иконы] Девы Марии». Согласно ренессансной традиции, среди персонажей Нечитайлов изобразил жителей Позитано и Амальфи, в том числе и себя. Наряду с религиозной живописью Нечитайлов работал и над пейзажами, о чем свидетельствует его работа «Гроза», хранящаяся в пинакотеке Салерно.

Вначале 1960-х гг. муниципалитет Амальфи в знак признательности за труды на благо города передал Нечитайлову для мастерской прибрежную виллу, названную им «Эрмитаж». А местные жители, лица которых он, по традиции Ренессанса, увековечивал на своих полотнах, в знак уважения добавляют к его имени приставку «дон».

Но долгая жизнь под приветливым итальянским небом не избавила художника от ностальгии по родному донскому краю, который, как свидетельствуют письма и стихи, он не смог забыть. Вот отрывок из его стихотворения «Поток», датированного 1936 годом и процитированного в одном из последних писем:

«… Стать волной твоей хочу я,

С пеной буйной на гребне,

И лететь, лететь, кочуя

На Восток, к моей стране

Где навстречу сладко льется

Аромат моих степей, —

Где, знакомое мне, бьется

Сердце Родины моей …»

На этой вилле художник жил в полном уединении, при этом регулярно участвуя в богослужениях. К концу жизни Василий Николаевич страдал от нервного расстройства. Художник почти никого не допускал к себе, уничтожил личный архив, а в последние дни говорил исключительно на русском языке, понять который никто из окружавших его амальфитанцев был не в состоянии.

Василий Николаевич Нечитайлов умер в Италии в 1980 году и был похоронен на кладбище одного из предместий города   Амальфи.

В заключение – несколько биографических фактов

• Помимо художественного и литературного талантов, наш герой обладал ещё и музыкальным: по свидетельствам современников, прекрасно играл на скрипке.

• Пару лет назад в прессе широко освещалось возвращение из США в Россию ансамбля колоколов Свято-Данилова монастыря. Но мало кто знает, что в 1924 г. по поручению американского миллионера Х. Крейна одновременно с этими колоколами была приобретена и вывезена в Штаты коллекция картин В.Н. Нечитайлова.

• Только по подтвержденным данным в кругу личного общения художника в разные годы мы встречаем, помимо уже упомянутого М. Нестерова, В.Булгакова (личный секретарь Л.Н. Толстого), М. Суворина (издатель, публицист, один из организаторов полярной экспедиции Г.Седова), Е.Чирикова (известный русский писатель-эмигрант).

• В 2002 г. картины художника были представлены на проходившей в ЦДРИ Московской Межрегиональной художественной выставке: «В числе авторов — и ныне работающие художники, и уже ушедшие в историю классики Владимир Стожаров, Василий Нечитайлов, Николай Андронов …, чьи работы позволяют ощутить связь современной живописи России с мощной реалистической традицией, заложенной в 19 веке, и вспомнить лучших мастеров отечественной школы пейзажа» – цитата из отчета о выставке.

А теперь приглашаем всех на выставку картин Василия Нечитайлова.

Спасибо за внимание!